В помещениях, где отсутствуют коллекции, проектируют систему кондиционирования воздуха по общим правилам для гражданских зданий, предусматривая самостоятельные системы. Помещения с коллекциями, соответственно, при неограниченном доступе посетителей и ограниченном доступе людей — хранителей, реставраторов, научных работников и т.д. — должны обслуживаться разными установками кондиционирования воздуха.

Очень часто музеи, библиотеки и архивы занимают старые здания постройки прошлых веков. В таких зданиях проводят реконструкцию и оснащают их современными системами обеспечения микроклимата. В процессе разработки проекта реконструкции и при эксплуатации таких зданий необходимо обеспечить сохранность основных элементов декора в интерьере и конструкций самих зданий, представляющих историческую ценность. При этом возникает масса трудностей, связанных с необходимостью скрытого размещения всех элементов систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чтобы не нарушить внутреннюю обстановку и внешний облик здания, отсутствием или ограничением строительного объема для размещения оборудования СКВ, сложностью прокладки воздуховодов и трубопроводов, устройства забора и удаления воздуха. Старые здания с минимальной инсоляцией и хорошо просушенными ограждениями должны быть защищены от потенциальных разрушений, созданных работающей круглый год системой кондиционирования воздуха для стабилизации относительной влажности в помещении. При устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха следует максимально использовать существующие каналы, предназначенные ранее для огневоздушного отопления, для вытяжных систем или для прокладки металлических воздуховодов приточных систем.

При проектировании новых музеев, библиотек или архивов именно для этого типа зданий наиболее важно иметь на ранней стадии проектирования команду проектировщиков, включающую специалиста по кондиционированию воздуха. Это позволит учесть при разработке объемно-планировочных и конструктивных решений здания факторы, ограничивающие единовременные и эксплуатационные затраты на создание и функционирование СКВ и на все здание в целом. К таким факторам можно отнести:

—    уровень технологических требований к системе обеспечения микроклимата, определяемый материалом, из которого изготовлены экспонаты, ценностью коллекции, продолжительностью ее хранения и экспозиции;

—    схему организации воздухообмена, выбор которой связан с размещением воздухораспределителей, местных агрегатов СКВ и устройств для забора воздуха в интерьере;

—    соотношение естественного рассеянного освещения и искусственного освещения (подсветка);

—    загрязненность атмосферного воздуха;

—    интенсивность потока экскурсантов;

—    уровень шума внутри и снаружи здания;

—    размещение оборудования СКВ во внутреннем пространстве здания и снаружи него, а также устройства для забора и удаления воздуха.

Расход приточного воздуха в помещениях музея при наличии коллекций следует определять расчетом в соответствии с принятой схемой организации воздухообмена и типом воздухораспределителя. Следует учитывать теплопоступления и влагопоступления от людей (посетителей и музейных работников), теплопоступления от солнечной радиации, в том числе рассеянной солнечной радиации через фонари естественного освещения, теплопоступления от искусственного освещения, в том числе и подсветки. В экспозиционных залах следует принимать площадь пола, приходящегося на одного человека: максимальное значение — 7,4 м2, среднее значение — 5,6 м2, минимальное значение — 3,7 м2. Общий расход приточного воздуха в помещении экспозиции должен быть достаточен, чтобы обеспечить отсутствие застойных зон вокруг экспонатов, в то же время не допускается направлять приточную струю на них. Кратность воздухообмена должна быть не менее 6-8 При реконструкции существующих музеев следует определять фактические выделения теплоты и влаги на основе составления теплового, влажностного и воздушного балансов помещения.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒