В помещениях музеев и библиотек можно выделить несколько типов помещений в зависимости от наличия или отсутствия коллекции, массового или частичного присутствия людей. Классификация помещений музея и библиотеки представлена в таблице 1.1.
В помещениях, где отсутствуют коллекции, систему кондиционирования воздуха проектируют по общим правилам для гражданских зданий, предусматривая самостоятельные системы. Помещения с коллекциями соответственно при неограниченном доступе посетителей и ограниченном доступе людей (хранителей, реставраторов, научных работников и т.д.), должны обслуживаться разными установками кондиционирования воздуха.
Таблица 1.1. Классификация помещений музея и библиотеки
Тип помещения |
Уровень загрязнения помещения |
||
Высокий (фязные) |
Низкий (чистые) |
||
Наличие коллекции |
Ограниченный доступ |
Лаборатории реставрации, рабочие помещения (лаки, пыль, водяные пары) Влажные коллекции (заспиртованные природные экспонаты) Коллекции фотографий (уксусный синдром) |
Хранилища, подвалы, лаборатории |
Неограниченный доступ |
Галереи, выставочные залы, читальные залы |
||
Отсутствие коллекции |
Кратковременное пребывание |
Курительные комнаты |
Служебные помещения |
Постоянное пребывание |
Кафетерии, комнаты отдыха, где разрешено курение |
Присутственные места без приготовления и поглощения пищи, без курения |
Параметры микроклимата в помещениях музея при наличии коллекции определяются в зависимости от свойств материала, из которого изготовлена коллекция: гигроскопических (ткань, кожа, дерево, бумага, минералы) и физико-химических (металл, стекло, фото- и киноматериалы), а также химическим составом материалов (органическое или неорганическое соединение, тип краски на художественных полотнах — масляная или акриловая). Зачастую они еще недостаточно хорошо изучены и подбираются индивидуально к каждому конкретному экспонату. При размещении экспозиции следует учитывать конфликтные условия сохранности для разных типов материалов коллекции. Например, нельзя хранить бумагу и фотоматериалы вместе, так как бумага выделяет газы, оказывающие разрушающее воздействие на фотоматериалы.
Наименее требовательны материалы к поддержанию температуры внутреннего воздуха. Ее нормируемое значение для большинства материалов составляет 15-25°С. Наиболее чувствительны почти все материалы к относительной влажности воздуха. Относительная влажность воздуха 75% и выше является критической для большинства материалов.
В помещениях музея, в первую очередь для сохранения произведений искусства, картин, музыкальных инструментов, книг, документов, внутренних интерьеров, необходимо обеспечить параметры микроклимата. В то же время технологические требования в помещениях, где постоянно находятся люди, не должны противоречить комфортным условиям, допустимым или оптимальным, определяемым по ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении». В помещениях музея, где отсутствуют коллекции, параметры воздуха определяются из комфортных условий по ГОСТ 30494-96. Принимаются допустимые или оптимальные параметры в зависимости от уровня требований.
В архивах, лабораториях холодного хранения должна поддерживаться температура воздуха 10-14°С, относительная влажность воздуха — 30-50%. В помещениях хранения экспонатов из металла, для исключения коррозии, относительная влажность воздуха не должна превышать 30%.
Скорость воздуха (подвижность) в музейных помещениях должна находиться в пределах
0,1-0,3 м/с, скорость обдува открыто расположенных экспонатов (картин и других чувствительных к эрозии поверхностей) потоком приточных струй не должна превышать 0,2 м/с.