В помещениях музеев и библиотек можно выделить несколько типов помещений в зависимости от наличия или отсутствия коллекции, массового или частичного присутствия людей. Классификация помещений музея и библиотеки представлена в таблице 1.1.

В помещениях, где отсутствуют коллекции, систему кондиционирования воздуха проектируют по общим правилам для гражданских зданий, предусматривая самостоятельные системы. Помещения с коллекциями соответственно при неограниченном доступе посетителей и ограниченном доступе людей (хранителей, реставраторов, научных работников и т.д.), должны обслуживаться разными установками кондиционирования воздуха.

Таблица 1.1. Классификация помещений музея и библиотеки

Тип помещения

Уровень загрязнения помещения

Высокий (фязные)

Низкий (чистые)

Наличие коллекции

Ограниченный доступ

Лаборатории реставрации, рабочие помещения (лаки, пыль, водяные пары) Влажные коллекции (заспиртованные природные экспонаты) Коллекции фотографий (уксусный синдром)

Хранилища, подвалы, лаборатории

Неограниченный доступ

Галереи, выставочные залы, читальные залы

Отсутствие коллекции

Кратковременное пребывание

Курительные комнаты

Служебные помещения

Постоянное пребывание

Кафетерии, комнаты отдыха, где разрешено курение

Присутственные места без приготовления и поглощения пищи, без курения

Параметры микроклимата в помещениях музея при наличии коллекции определяются в зависимости от свойств материала, из которого изготовлена коллекция: гигроскопических (ткань, кожа, дерево, бумага, минералы) и физико-химических (металл, стекло, фото- и киноматериалы), а также химическим составом материалов (органическое или неорганическое соединение, тип краски на художественных полотнах — масляная или акриловая). Зачастую они еще недостаточно хорошо изучены и подбираются индивидуально к каждому конкретному экспонату. При размещении экспозиции следует учитывать конфликтные условия сохранности для разных типов материалов коллекции. Например, нельзя хранить бумагу и фотоматериалы вместе, так как бумага выделяет газы, оказывающие разрушающее воздействие на фотоматериалы.

Наименее требовательны материалы к поддержанию температуры внутреннего воздуха. Ее нормируемое значение для большинства материалов составляет 15-25°С. Наиболее чувствительны почти все материалы к относительной влажности воздуха. Относительная влажность воздуха 75% и выше является критической для большинства материалов.

В помещениях музея, в первую очередь для сохранения произведений искусства, картин, музыкальных инструментов, книг, документов, внутренних интерьеров, необходимо обеспечить параметры микроклимата. В то же время технологические требования в помещениях, где постоянно находятся люди, не должны противоречить комфортным условиям, допустимым или оптимальным, определяемым по ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении». В помещениях музея, где отсутствуют коллекции, параметры воздуха определяются из комфортных условий по ГОСТ 30494-96. Принимаются допустимые или оптимальные параметры в зависимости от уровня требований.

В архивах, лабораториях холодного хранения должна поддерживаться температура воздуха 10-14°С, относительная влажность воздуха — 30-50%. В помещениях хранения экспонатов из металла, для исключения коррозии, относительная влажность воздуха не должна превышать 30%.

Скорость воздуха (подвижность) в музейных помещениях должна находиться в пределах

0,1-0,3 м/с, скорость обдува открыто расположенных экспонатов (картин и других чувствительных к эрозии поверхностей) потоком приточных струй не должна превышать 0,2 м/с.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒