В европейских государствах системы воздухораспределения с подачей воздуха в обслуживаемую зону и с верхним удалением нашли широкое применение не только при новом строительстве и реконструкции зданий, но и при восстановлении зданий, разрушенных войной.

Так, системы с подачей воздуха «снизу-вверх» были применены в Германии при строительстве таких зрелищных зданий, как Театр оперы и балета г. Лейпцига, Дворец культуры г Дрездена и Дворец съездов г. Берлина, при реконструкции Немецкого театра г. Веймара, Театра оперы и балета г. Берлина, а также при восстановлении из руин Театра оперы и балета г. Дрездена. В Театре оперы и балета г. Дрездена, зрительный зал которого всегда был многоярусным, для создания в каждом ярусе камеры статического давления определенной высоты было принято решение о сокращении с этой целью одного яруса.

В Венгрии при строительстве нового театра в г. Дюор и восстановлении в Кремлевском замке г. Будапешта театра под названием «25-й театр» была запроектирована и установлена система воздухораспределения по схеме «снизу-вверх».

В Чехословакии при реконструкции Словацкого национального театра г. Братиславы и при восстановлении Народного театра г. Праги вместо ранее существующих систем, решенных по схеме «сверху-вверх-вверх», были запроектированы системы по схеме «снизу-вверх-вверх».

Во всех перечисленных театрах раздача воздуха в обслуживаемую зону зала осуществляется или с помощью воздухораспределяющих устройств — «грибков», — или перфорированных (с диаметром отверстий 4,0 мм) воздухораспределителей, расположенных под креслами зрителей, а порой встроенных в конструкцию кресел.

В других случаях раздача воздуха осуществляется посредством решеток, установленных в вертикальных плоскостях ступеней каждого ряда амфитеатра, или с помощью устройства, запатентованного немецкой фирмой «Kesslen und Luch». Это устройство, принцип действия которого основан на явлении эжекции, размещено в спинке каждого кресла. Оно имеет камеру первичного воздуха с соплом, рециркуляционное отверстие с регулируемой решеткой (ближе к полу с обратной стороны спинки кресла), камеру смешения воздуха, изолированную шумопоглощающей облицовкой, и выпускные щели с регулируемыми решетками в верхней горизонтальной плоскости спинки кресла. Струя первичного воздуха, поступающего из камеры статического давления, выходит из сопла с очень большой начальной скоростью и вовлекает рециркуляционный воздух из обслуживаемой зоны зала, смешиваясь с ним. Смесь первичного и рециркуляционного воздуха поступает в вертикальном направлении со скоростью около 0,7-0,8 м/с. На расстоянии при мерно 600-700 мм от верхней плоскости спинки кресла в направлении распространения струи затухают скорость и избыточная температура в струе до значений, не превышающих нормируемые. Такие устройства установлены в одном из залов Дворца съездов г. Берлина. Использование явления эжекции позволяет увеличить рабочую разность температур сверх двух градусов без нарушения комфортных условий, сокращая при этом расход приточного воздуха, а также подавать приточный воздух непосредственно в зону дыхания и обеспечивать отсутствие жалоб зрителей на «дутье».

В настоящее время нельзя однозначно рекомендовать ту или другую схему воздухораспределения в зрительных залах, утверждать достоинство одной схемы перед другой. Выбор схемы должен основываться на учете индивидуальных особенностей объемно-планировочного решения зрительного зала, дизайнерских требований, на технико-экономическом обосновании, которому должны предшествовать тщательный расчет необходимого количества приточного воздуха, расчет воздухораспределения, определение технологических показателей, например, расхода электроэнергии и холода на обработку воздуха.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒