Особенности выбора системы кондиционирования воздуха в зданиях различного назначения

Часто в литературе приводят примеры решений систем кондиционирования воздуха для отдельных помещений или их группы в зданиях определенного назначения — исторически сложилось, что этот путь дает возможность учесть определенную специфику конкретного помещения. Однако такие примеры не могут рассматриваться как стереотип, так как для конкретного помещения при изменении отдельных составляющих нагрузки, например теплопоступлений от солнечной радиации, может принципиально измениться требуемая последовательность обработки воздуха и необходимый воздухообмен, так же, как и при выборе соответствующей схемы организации воздухообмена. Тем более что технологическая схема обработки воздуха в значительной степени определяется климатическими особенностями района строительства.

Представляется возможным выделить общую методику проектирования СКВ независимо от назначения помещения. В то же время при выборе и определении исходных данных для проектирования необходимо учитывать специфику, которая отличает помещения отдельного назначения, а именно:

—    расчетные параметры внутреннего воздуха, определяемые условиями технологии, и допустимые их колебания;

—    качественный состав внутреннего воздуха;

—    величины избыточной теплоты, влаги, вредных газов в помещении;

—    количество воздуха, удаляемого местными отсосами от технологического оборудования;

—    схемы организации воздухообмена;

—    особенности объемно-планировочных и конструктивных характеристик помещения.

Системы комфортного кондиционирования воздуха

Основное назначение систем комфортного кондиционирования воздуха — обеспечить чистоту воздуха и условия теплового комфорта в помещениях здания. Обычно это системы кондиционирования воздуха жилых и гражданских зданий, отдельных локальных зон производственных зданий, таких как кабины крановщиков горячих цехов, помещения пульта управления электростанций и т.д.; в производственных зданиях обычно требуются комбинированные СКВ: технологические и комфортные. Не претендуя на полноту охвата всего многообразия гражданских зданий, отметим некоторые особенности, которые следует учитывать при проектировании систем кондиционирования воздуха в некоторых типах зданий.

Кондиционирование воздуха о театрах

Современные большие театры имеют от 2 до 5 тысяч мест. В XIX веке театры в большинстве случаев строили многоярусными (не менее трех ярусов). В театре имеются: зрительный зал, вестибюль, фойе, комнаты отдыха, курительные, санитарные узлы, а также артистические, административные, служебные и подсобные помещения. Кондиционирование воздуха устраивается в зрительном зале, кулуарах, фойе, комнатах для отдыха, артистических и административных помещениях.

В зрительных залах театров особое внимание следует уделить выбору системы воздухораспределения. Человек, вынужденный сидеть спокойно на месте, очень восприимчив к изменениям температуры и потокам воздуха. Система воздухораспределения помещения должна сочетаться с архитектурно-композиционным решением зала и его декором. Высокое качество этого решения является синтезом архитектурных, технологических и инженерных решений и средств их реализации. До того как в театрах было применено охлаждение воздуха, общепринятым способом вентиляции была подача воздуха из воздуховодов или камеры статического давления, проложенных под полом, снизу через решетки или специальные воздухораспределители в виде «грибков», располагаемые в полу под креслами зрителей, в вертикальных плоскостях ступеней каждого ряда амфитеатра, через спинки кресел. Пройдя через зрительный зал, воздух удалялся через решетки в потолке. Эта схема распределения воздуха получила название «снизу-вверх». В России такая схема воздухораспределения устроена в Большом зале Консерватории (1895 год, Москва) и в Концертном зале им. П. И. Чайковского (1940 год, Москва). Эта схема была рекомендована для залов летних театров, не оборудованных кондиционированием воздуха, и театров круглогодичного функционирования при воздушном отоплении, совмещенном с системой вентиляции. Ограничение было связано с тем, что при рабочей разности температур более 2°С, что характерно для охлаждения воздуха, зритель находился в условиях, способствующих простудным заболеваниям. В России с 1940 года при строительстве зрелищных зданий эти системы больше не применялись, а предпочтение было отдано схемам распределения воздуха «сверху-вниз», «сверху-вверх» и «сверху-вниз и вверх», которые были рекомендованы для театров с круглогодичным функционированием в северных и центральных районах и для летних театров, если применялось искусственное охлаждение воздуха. Схему «сверху-вниз» применяли в зрительных залах с нависающими балконами, «сверху-вверх» и «сверху-вниз и вверх» — в зрительных залах партерно-амфитеатрового типа без балконов или с одним, двумя балконами, имеющими до пяти рядов. В многоярусных залах (не менее трех ярусов) было рекомендовано применять многозональную схему воздухораспределения с подачей приточного воздуха зонами в ярусы и удалением воздуха через потолочные решетки, частично из нижней зоны, если туда по конструктивным ограничениям не удается подать приточный воздух. По такой схеме выполнена вентиляция зрительного зала Малого театра в г. Москве.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒