В зависимости от класса и вязкости, жидкие битумы имеют марки: СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200; МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200; МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
Цифры в индексах марок битумов означают пределы условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, в секундах. Битумы классов МГ и СГ до последнего времени практически не выпускаются в нашей стране, хотя ГОСТ 11955 предусматривает такие битумы. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 11955 (табл. 9).
Густеющие со средней скоростью жидкие битумы (СГ) предназначаются для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны. Медленногустеющие (МГ и МГО) предназначаются для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
Жидкие нефтяные битумы класса СГ приготавливают путем разжижения вязких битумов керосином, бензином, лигроином и др. Медленногустеющие битумы МГ получают, применяя в качестве разжижителя масляные нефтепродукты, природные смолистые нефти, мазут и т.п. Медленногустеющие битумы могут быть природными — тяжелые смолистые нефти. Разжижение вязких битумов нередко изменяет дисперсную структуру вяжущего, вызывая часто коагуляцию дисперсной фазы, отрицательно сказывающуюся на его свойствах. Поэтому, в каждом конкретном случае, разжижитель должен быть соответствующим образом подобран с учетом его фракционного состава и полярности, аналогичной вязкому битуму.
Для приготовления жидких битумов путем разжижения вязкие битумы должны иметь температуру, не превышающую 120 0С (примерно 80—90 °С при применении легких разжижителей). ИспользуТехнические требования к битумам нефтяным жидким дорожным марок СГ, МГ и МГО
№ п/п |
Наименование показателей |
МГ 40/70 |
МГ 70/130 |
МГ 130/200 |
МГО 40/70 |
МГО 70/130 |
МГО 130/200 |
СГ 40/70 |
СГ 70/130 |
СГ 130/200 |
Метод испытаний |
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с |
40—70 |
71—130 |
131—200 |
40—70 |
71—130 |
131—200 |
40—70 |
71—130 |
131—200 |
по ГОСТ 11503 |
|
Количество испа-рив-шегося разжи-жителя, %, не менее |
— |
— |
— |
по ГОСТ 11504 |
|||||||
Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжи-житеяя, °С, не ниже |
— |
— |
— |
по ГОСТ 11506 |
|||||||
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже |
по ГОСТ 4333 |
||||||||||
Испытание на сцепление с мрамором и песком |
Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2 |
по ГОСТ 11508 |
ются в этих условиях вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245—90 с глубиной проникания иглы не более 90.
Фракционный состав нефтепродуктов, используемых в качестве разжижителей, указан в табл.10.
В жидкие битумы для обеспечения необходимого сцепления с мрамором или песком при необходимости вводят поверхностно-ак-тивные вещества (анионные или катионные).
При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагрева для марок: от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70; от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130; от 90 до 100 °С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.