• элементы декоративной отделки зданий — карнизы, доризы, детали колонн, вентиляционные решетки, балясины для перил и баллюстрад;
• особенно эффективно применение цветных стекол в витражах;
• очень большая группа изделий художественного стекла применяется в архитектурно-декоративном убранстве парадных интерьеров общественных зданий — барельефы, монументальные вазы и светильники-торшеры, бра и широкий ассортимент осветительных устройств как из обычного, так и хрустального стекла;
• монументальная стеклянная скульптура;
• художественная мозаичная живопись из стекла в архитектуре общественных зданий и сооружений.
В развитии художественного стекла и его практическом внедрении велика роль М.В. Ломоносова — основоположника научного стеклоизделия, много сил вложившего в разработку цветного стекла и его применение в мозаичной живописи, а также профессора, доктора технических наук Н.Н. Качалова и скульптора, народного художника СССР В.И. Мухиной.
Рассмотрим применение различных видов художественного стекла в архитектурно-декоративной отделке интерьеров общественных зданий, а также светильников, монументальной скульптуры, витражей, мозаичной живописи.
Художественно-декоративное стекло в архитектурной отделке внутренних интеръеров.
Изготовление из стекла различных архитектурных деталей и предметов убранства интерьеров культурных и общественных зданий, особенно таких, как станции метро, театры, дворцы, храмы и т.п. — убедительный пример применения стекла в качестве отделочного декоративного материала в строительстве. Для этого может быть использовано как обычное стекло, так и хрустальное бесцветное и цветное. Такие детали из стекла и готовые изделия изготавливаются различными методами, применяемыми в стеклоделии, — горячим формованием, выдуванием, прессованием и даже обточкой на токарном станке.
Н.Н. Качалов приводит различные примеры применения таких изделий в качестве художественно-декоративных: монолитные балясины лестничных перил (рис.5), а также стеклянные колонны из хрусталя станции «Автово» Ленинградского метрополитена (рис.6), хрустальный фонтан павильона СССР на международной выставке 1939 г. в Нью-Йорке (рис.7).
Коллективом экспериментально художественного отдела ДО «Дятьковский хрусталь» (г. Дятьково Брянской области) в настоящее время разработан и изготовлен единственный в мире хрустальный иконостас весом более 3 т для храма-часовни «Неопалимая купина».
Большие возможности изготовления крупных архитектурных деталей из стекла представляет пескоструйной метод обработки, благодаря его высокой производительности и простоте. С помощью его, пользуясь трафаретами, можно выполнять на стекле глубокие рельефные рисунки, орнаменты (рис. 8).
К числу предметов, объединенных понятием «архитектурные элементы», можно причислить и крупную осветительную арматуру
Рис. 5. Балясины лестничных перил
Рис. 6. Стеклянные колонны станции «Автово» Ленинградского метрополитена (архитекторы Е.А. Левинсон и А.А. Грушке)
светильники. Российские мастера стеклоделы всегда славились искусством создания настоящих шедевров — хрустальных люстр (рис. 9).