Используя велосипедные узлы, можно собрать и более производительную машину. Велосипедная рама с кареткой, цепь и втулка переднего колеса, подшипники, несколько зубчатых шестерен и мопедный двигатель Д-5 или двигатель от бен-

зопилы - этого набора уже достаточно для того, чтобы собрать простейший мотоплуг (рис. 35, в). Дополнительно потребуется лишь изготовить стальное ведущее колесо с грунтозацепами.

В основе машины - рама дорожного велосипеда, перевернутая вверх кареткой. Руль вставляется в свою же втулку, но с противоположной стороны и жестко закрепляется. Вместо

Рис. 35. Модернизация велосипеда:

а - простейший велоплуг (/ - велосипедная рама; 2 - опорное колесо от детского велосипеда; 3 - толкающая ручка из водопроводной трубы; 4 - лапа культиваторная стрельчатая с колодкой крепления); б - велокультиватор (/ - рукоятки;

2 - поперечина; 3 - контргайка; 4 - приваренная к раме гайка;

5 - болт; 6 - подседельная труба; 7 - задняя вилка; 8 - заднее колесо; 9 - навесной культиватор); в - мотоплуг (/ - рычаг газа; 2 - трос газа; 3 - велосипедная рама; 4 - бензобак;

5 - зубчатое колесо Z = 15; 6 - зубчатое колесо Z = 48;

7 - цепь; 8 - ведущее колесо с грунтозацепами; 9 - зубчатое колесо Z = 48; 10 - рукоятка управления; II - редуктор;

12 - двигатель; 13 - выхлопная труба; 14 - подвижная площадка крепления двигателя; 15 - улитка вентилятора;

16 - стопорный палец; 17 - плужок (окучник); 18 - подкос с натяжной звездочкой (вариант)); г - навесная борона для мотоплуга (I - рама из полосовой стали 30x3 мм; 2 - зубья;

3 - кольца для зацепа); д - электрорыхлитель (1 - фреза;

2 - двигатель; 3 - площадка поддвигатель; 4 - рама;

5 - конденсатор; 6 - руль; 7 - выключатель; 8 - шнур питания)

седла вставляется рабочее орудие, приваренное к трубе соответствующего диаметра, и закрепляется болтом или пальцем со шплинтом. Если узел крепления седла не позволяет выполнить такое крепление или к рабочему орудию невозможно приварить трубу, к раме приваривается вилка или кронштейн для установки рабочего орудия. В нижней части рамы на хомутах крепится двигатель, над ним к раме подвешивается бензобак.

Трансмиссия - двухступенчатая цепная передача с промежуточным валом. Узел последнего полностью собран из велосипедныхдеталей. На консоли оси каретки вместо шатунов насажены промежуточные звездочки: малая (количество зубьев Z = 15, шаг t = 12,7 мм) и большая (Z = 48, i = 12,7 м); такая же большая звездочка у ведущего колеса. Привод осуществляется с помощью втулочно-роликовой цепи.

Натяжение цепи может осуществляться двумя способами. В первом случае двигатель крепится на площадку с пазом, через который болтами прикручивается к раме. Цепь натягивается при передвижении площадки в пределах паза. Второй способ требует крепления к раме неподалеку от педального узла подкоса-кронштейна с закрепленной на нем натяжной звездочкой Z = 9 (на рис. 35, в показан пунктиром). В подкосе пазы выполнены в местах крепления болтами к раме, и натяжение цепи осуществляется перемещением подкоса со звездочкой вдоль пазов.

Ведущее колесо 0420-500 мм устанавливается на месте заднего велосипедного. Колесо вырублено из листовой стали толщиной 4,5 мм и снабжено восемью грунтозацепами. Крепление колеса - на оси без подшипников качения.

Основное рабочее орудие механизма - культиватор, хотя могут использоваться плуг, плоскорез и другие приспособления, например прицепная борона (рис. 35, г).