Если ваш участок электрифицирован, то приводом лебедки может служить электродвигатель. Его преимущества - меньшая шумность, экологическая чистота, простота конструкции, небольшие габариты, простота обслуживания и управления. Минусы, разумеется, тоже есть, и прежде всего - повышенная опасность использования силового электрооборудования, которое предназначено для работы только в сухом закрытом помещении. В связи с этим подвод линии электропитания лучше всего устроить воздушного типа - подвешенной на тросах. Подключаться к электросети кабель питания должен обязательно через устройство автоматического отключения с защитой от короткого замыкания. Ножи-лопаты якоря, удерживающего лебедку в земле, обеспечивают надежное заземление корпуса.

В целом схема работы электролебедки мало отличается от предыдущего варианта, за исключением привода и органов управления. Лебедка состоит из мотор-редуктора, закрепленного на раме с надежным якорем, а также электрической схемы, обеспечивающей реверсивную работу электромотора и лебедки.

Чем тяжелее почва на участке, тем мощнее должен быть силовой агрегат. Дело в том, что тяговое сопротивление плуга непосредственно связано с характером почвы. По удельному сопротивлению при вспашке плугами1 все почвы делятся на четыре группы.

1. Легкие - удельное сопротивление 2,0-3,5Н/см2. К ним относятся песчаные и супесчаные почвы.

2. Средние - удельное сопротивление 3,5-5,5 Н/см2. К этой группе относятся суглинистые, частично щебенчатые почвы.

3. Тяжелые - удельное сопротивление 5,5-8,0 Н/см2. К ним относятся все глинистые почвы.

4. Очень тяжелые - удельное сопротивление от 8,0 Н/см2 и больше. В эту группу входят главным образом почвы орошаемых земель, сильно задерненных залежных и целинных участков, а также солонцы и солончаки.

Тяговое сопротивление плуга при вспашке зависит от ширины захвата плуга, глубины вспашки, рода почвы и является следствием сопротивления откалыванию частиц поч -вы от общей массы, трения пласта земли о лемех, отвал, сопротивления качению и прочих параметров. На практике тяговое сопротивление при вспашке вычисляется умножением удельного сопротивления почвы на ширину захвата плуга и глубину вспашки в сантиметрах.

Поскольку для вспашки приусадебных участков используются легкие плуги наподобие конного висячего плуга ПВ-25, его можно принять за основу расчетов. Такие плуги применяют при вспашке старопахотных почв на глубину до 16 см. Ширина захвата плуга - 25 см. Соответственно, для преодоления сопротивления плуга требуется, чтобы минимальное тяговое усилие лебедки превышало 2,0 х 16 х х 25 = 800 Н.

Конструктивно силовой агрегат для вспашки состоит из электромотора мощностью не менее 1 кВт и червячного или цилиндрического редуктора (планетарные редукторы слишком дороги) с числом оборотов на выходном валу 50-120 об/мин. На выходной вал редуктора установлен барабан, который наматывает во время работы трос и тянет рабочее орудие.

Допустим, в силовой агрегат установлен мотор-редуктор 4МП-25 с двигателем мощностью 0,75 кВт, номинальной частотой оборотов выходного вала 112 об/мин и номинальным крутящим моментом 63 Нм. Принимаем скорость перемещения плуга равной 0,83 м/сек, то есть 50 м/мин, или 3 км/ч (в зависимости от опыта и навыков землепашца она может быть несколько больше или меньше).

Это значит, что полученный силовой агрегат пригоден для использования только на легких почвах с плугом не крупнее вышеупомянутого ПВ-25.

При расчетах следует также учесть, что наибольшее тяговое усилие лебедка развивает на первом витке троса по барабану. С каждым новым витком лебедка будет тянуть хуже. С другой стороны, не следует делать барабан слишком тонким, так как при этом повышается износ троса. Можно считать, что полученный при расчете размер барабана является минимально допустимым для подобных механизмов.

Полученное значение округляют в зависимости от используемого для барабана материала. В рассмотренном случае можно использовать пятидюймовую стальную трубу

(наружный диаметр 140 мм), к которой приварены реборды в виде дисков диаметром не менее 230 мм. К ребордам нужно приварить или посадить на болты ступицы со шпоночным пазом для посадки на ось редуктора.

Силовой блок с барабаном устанавливается на сварную раму, как и в предыдущем варианте. Руль, разумеется, не нужен. Под рамой приварены два опорных ножа-лопаты, которые надежно фиксируют электротягач на грунте и заземляют его. Реверсивный магнитный пускатель закреплен спереди двигателя, а кнопки «вперед» и «назад» - на самом двигателе. Кроме того, для транспортировки лебедки к раме стоит прикрепить две ручки из труб или полосовой стали.

Работают с электролебедкой вдвоем. Ее устанавливают в начале участка и подключают к сети. Один работник нажимает кнопку «назад», второй по мере разматывания троса идет с плугом в дальний конец участка. Затем первый включает кнопку «вперед», а второй идет за плугом. Когда плуг доходит до границы участка, первый выключает силовой агрегат. Его переставляют поперек участка на ширину борозды, и процесс повторяется. Для выдерживания рядности к плугу следует прикрепить бороздное колесо.

Переставлять лебедку вдоль края делянки после каждой пропаханной борозды нелегко, и это, независимо от типа силового агрегата, пожалуй, главный недостаток мотолебедок. Если ширина участка небольшая, имеет смысл установить лебедку на длинную трубу большого диаметра, покоящуюся на двух козелках. Козелки закрепляются кольями и удерживают трубу с лебедкой на месте. Кроме того, лебедка своим якорем цепляется за грунт. Ее рама в передней своей части свободно перемещается вдоль направляющей трубы. Для этого к раме можно приварить П-образные кронштейны-опоры из согнутых водопроводных труб. В рабочем состоянии лебедка немного запрокинута назад. Когда борозда вспахана, якорь вынимают из земли, лебедку немного приподнимают и легко передвигают по направляющей трубе на нужное расстояние.