В производстве автомобилей синтетические клеи используются для приклеивания обивочных, уплотнительных, шумоизоляционных материалов, тормозных накладок, для крепления трафаретов и шаблонов, для изготовления моделей болванок и т. д. [265, 256]. Клеи применяются также для изготовления кузовов легковых автомобилей из стеклопластиков. В отечественной автомобильной промышленности используют главным образом клеи 88НП, БФ-2, БФ-4, а также некоторые специальные клеи и клеи из натурального каучука.


Клеи используются вместо заклепок при склеивании фрикционных накладок с тормозными металлическими колодками. Замена клепаных соединений клеевыми позволяет значительно повысить срок службы тормозных устройств. Применение клеев для этих целей довольно широко распространено за рубежом. Основные требования к клею для тормозных накладок — это стойкость при 250 °С, вибропрочность и устойчивость к действию воды, бензина и масла [266].


В Советском Союзе разработана и внедрена [267] технология приклеивания фрикционных накладок к тормозным колодкам с помощью клея ВС-10Т. Рабочие поверхности тормозных колодок и накладок очищают от грязи и обезжиривают, затем на обе склеиваемые поверхности наносят клей в один слой (200— 250 г/м2) и дают открытую выдержку — не менее 15 мин при 20 °С и 5 мин при 60—65 °С. Выдержка под давлением 4 кгс/см2 составляет 40 мин при 180 °С. Клеевые соединения накладок со сталью на клее ВС-10Т имеют прочность, близкую к прочности фрикционного материала. Средняя прочность при сдвиге накладок на клее ВС-10Т автомобиля «Москвич» составляет 1660 кгс. При использовании таких накладок срок эксплуатации увеличивается на 50—60%.


Осуществлено изготовление кузовов легковых автомобилей из стеклопластиков [224]. В качестве клеящего вещества при изготовлении стеклотекстолитовых корпусов спортивной автомашины «Корвет» применяется композиция на основе полиэфирной смолы, содержащая наполнитель — асбест, катализатор отверждения — производное кобальта и ускоритель. Склеивание можно производить с нагреванием и без него. На изготовление каждого корпуса расходуется 18 кг клея.


Клеи на основе эпоксидных и полиэфирных смол предложены для заделки пробоин в бензобаках автомобилей стальными заплатами или стеклотканью [268]. Синтетические клеи предложено также использовать для изготовления специальных безопасных стекол для автомобилей [269].


Склеивать тонкие металлические листы при соединении стальных деталей кузова легковых автомобилей (кант, крышки, багажник, двери кузова) предложено с помощью пластизольного клея ИПК-КС-1П, состоящего из пастообразной поливинилхлоридной смолы, эпоксидного модификатора и других компонентов [329].


Очень широко применяются в автомобилестроении за рубежом и в СССР анаэробные смолы. Основная' область их применения ?— стопорение резьбовых крепежных деталей, таких как шпилька, винты и болты крепления вспомогательного оборудования, гайки фланцевых соединений, гайки тяг, кузовные болты, шатунные болты, винты крепления поддонов и крышек, винты и гайки электрооборудования, болты крепления поршневых пальцев, винты крепления защитных козырьков и зеркал, болты амортизаторов и др.