Склеивание различных материалов получило распространение как в локомотивном хозяйстве — ремонт букс, тяговых электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, так и в строительстве. пассажирских и грузовых вагонов для склеивания обшивки и внутреннего оборудования, соединения деталей системы водоснабжения, приклеивания рулонной и листовой кровли, а также в устройствах пути и инженерных сооружений [270, 271]. Применяются клеи и в устройствах связи, сигнализации и энергоснабжения.


За рубежом предпринимаются попытки восстанавливать изношенные участки букс путем нанесения на них эпоксидной композиции, содержащей наполнители (графит, порошки металлов)г, придающие высокую прочность, износостойкость и антифрикционные свойства отвержденному составу. Разработан состав, нанесение которого на изношенные места букс в 2—3 раза повышает межремонтный пробег локомотива.


Клеящие составы на основе эпоксидных и полиэфирных смол могут быть использованы при ремонте тяговых электродвигателей и электроаппаратуры современных электровозов. Изоляция на основе эпоксидных и полиэфирных составов выдерживает значительные динамические нагрузки, вибрацию, действие пыли, масел и грязи, появляющихся во время работы тягового электродвигателя. Применение эпоксидных и полиэфирных составов позволяет увеличить втрое срок службы изоляции электродвигателей.


Липкие составы на основе силиконовых каучуков используют для изготовления лент, предназначенных для изоляции якорных и полюсных катушек тяговых двигателей. Поврежденные блоки цилиндров дизелей восстанавливают, заклеивая дефектные места эпоксидной композицией, благодаря чему срок службы блоков увеличивается в несколько раз.


Для склеивания деревянных деталей обшивки широко используют фенолоформальдегидные и карбамидные клеи горячего и холодного отверждения. Водостойкая фанера, фанерные и столярные плиты, применяемые для обшивки, приклеиваются фенолоформаль-дегйдными клеями горячего отверждения марок С-1 и С-35. Внутренние двери железнодорожных вагонов изготовляют из деревянных клееных щитов или столярных плит, соединенных по толщине фенолоформальдегидным клеем. Для склеивания применяют клеи холодного отверждения КБ-3, СП-2 и др.; расход клея 200— 300 г/м2. Склеивать можно как при нагревании, так и при комнатной температуре.


Представляет интерес отделка пассажирских вагонов металлизированной фанерой. Вместо лицевого шпона в такой фанере используется листовой алюминий, реже — сталь толщиной 0,5— 0,8 мм. Для склеивания используют модифицированные феноло-каучуковые клеи или клеи типа БФ.


В производстве перегородок, полов и дверей пассажирских вагонов взамен деревянных или фанерных щитов начинают применять клееные трехслойные панели со средним слоем из сотоплас-тов, представляющих собой ячейки из бумаги или ткани, пропитанных синтетической смолой. Для склеивания используют эпоксидно-каучуковые, полиуретановые и фенолоформальдегидные клеи. Облицовочные слои делают из декоративных слоистых пластиков [270].


Синтетические клеи широко используются также при ремонте внутреннего оборудования вагонов. Деревянные детали дверей, оконных рам, диванов восстанавливают с помощью накладок из древесины той же породы, которые приклеивают фенолоформаль-дегидными и карбамидными клеями. При ремонте вагонов оконные рамы наращивают накладками по всей ширине с дополнительным креплением шурупами. Можно также вклеивать вставки в дверные стойки, поврежденные в месте установки замка.


Применение клеевых соединений при монтаже санитарно-тех-нических устройств пассажирских вагонов получает все более широкое распространение в отечественной и зарубежной практике. Так, для склеивания металлических труб используют эпоксидные клеи. Ими также уплотняют резьбовые соединения для сохранения герметичности при вибрации.


Для повышения прочности и герметичности соединений труб в эпоксидные клеи рекомендуется вводить алюминиевый порошок и стекловолокно, нарезанное из бесщелочной стеклоткани марки АСТТ. Такие клеи стойки к действию повышенной температуры, ударов, химических реагентов, например фреона-12, хлористых натрия и кальция.


За рубежом находят применение трубы из поливинилхлорида. Для склеивания их следует использовать перхлорвиниловый клей 10—20%-ной концентрации (растворители — метиленхлорид, дихлорэтан, ацетон или циклогексанон). Прочность клеевых еоедине-ний трубопроводов из поливинилхлорида примерно в 5 раз больше, чем сварных.


Из короткомерных пиломатериалов и обрезков можно склеивать по длине обшивные доски, бруски и доски внутреннего оборудования, обвязочные брусья дверей, доски пола и другие детали грузовых и изотермических вагонов. При этом в одной обшивной доске пола не рекомендуется делать более одного клеевого соединения. Склеенные доски обшивки кузова необходимо чередовать через одну с целыми досками. Для сращивания коротких досок и обрезков целесообразно применять карбамидные (К-17, М-60) и фенолоформальдегидные (СП-2, КБ-3) клеи горячего и холодного отверждения.


Для кровли грузовых вагонов используют листовой поливинил-хлорид толщиной 0,8 мм без текстильной основы. Кровля выпускается в виде рулонов шириной 1 м. На крыше вагона листы соединяют методом тепловой сварки. Для более надежного крепления кровли к стенкам кузова по краям сваренного кровельного полотна предусматриваются кромки с текстильной основой из синтетического волокна на ширине 20 см. Кромки приклеивают к деревянной обвязке кузова. Для изотермических вагонов применяют мягкие рулонные кровельные материалы с текстильной основой из синтетического волокна. Опыт эксплуатации вагонов с кровлей из синтетических материалов показывает, что они вполне отвечают предъявляемым к ним техническим требованиям.


Разработаны новые способы крепления кровли из поливинил-хлорида с помощью клея 88Н или кумаронокаучуковой композиции.