В других конструкциях каминных печей дымообороты выполняли из кирпича. Продукты сгорания, проходя через кирпичные газоходы, уходили из нижней части в дымовую трубу. Газоходы со всех сторон окружались циркуляционными каналами. Холодный воздух проходил через нижнюю зону, постепенно нагревался и выходил через душник. Важность камина как элемента интерьера, как объекта, позволяющего воплотить самые смелые фантазии в богатстве декора, была особенно признана в XVII веке с возникновением «стиля Регентства». Кстати, стиль «Рижане» (другое название стиля позднего барокко) и по сей день любят воплощать в современных произведениях дизайнеры, поскольку именно в то время декорирование каминов получило большое развитие.

Особое значение стало придаваться и оформлению пространства вокруг камина. Например, голландцы «привили» Европе страсть к украшению интерьера масляной живописью, и картины заняли место и над камином.

В эпоху барокко и рококо каминные украшения стали выполнять меньшего размера, но более изысканными. Так, с приходом рококо возникли легкие панели, деликатные карнизы и большие зеркала над каминами (такие камины, например,отражены всерии гравюр Д. Маро «Новые камины с зеркалами во французской манере»). Кроме того, постоянными спутниками камина стали различные украшения на каминных полках — от неподвижных и грузных, покрытых сложной резьбой, до фарфоровых и фаянсовых ваз, восточного фарфора и европейских глазурованных сосудов. На каминные полки стали устанавливать причудливые фигурки пастушек, дам и кавалеров, гарнитуры из больших часов в центре и ваз, канделябры, симметрично расположенные по обеим сторонам.

Рис. 34. Камин с дымооборотом 1 — дымовая труба, 2 — чугунная решетка, 3 — канал для циркуляции воздуха, 4 — канал для выхода нагретого воздуха.

«Викторианский стиль», эклектичный по своей сути, использовал потенциальные возможности всех стилей. В это время появился хорошо известный камин с литой чугунной топкой. Стали применяться и эмалевые вставки, расписанные вручную. Большую популярность приобрели деревянные порталы, которые иногда расписывались изображениями цветов, птиц и жанровыми сценами. Все это современники назвали «стилем подставок и верхушек» (bracket and overmantel style) за некоторую дробность и хаотичность декора, перегруженного деталями.

Как уже было сказано, наибольшую популярность камин завоевал в европейских странах. В России же камины появились несколько позднее: их история в нашей стране насчитывает всего несколько веков. В эпоху Петра I камины стали все чаще появляться в интерьерах дворцов — как правило, по английскому образцу — с экраном или кованой решеткой.

Первоначально камины разрешалось строить лишь знатным людям. Прекрасные камины появились во дворцах Петергофа, Кускова, Останкина, Лефортова, где они легко уживались с традиционными изразцовыми печами. Однако длительное время камины считались скорее забавой богатых дворян и атрибутом роскоши, чем практически полезным и необходимым бытовым предметом. Может быть, потому, что наличие камина в доме было одной из отличительных привилегий, дарованных Петром I русскому дворянству. В русском обществе исторически сложилось отношение к камину как к престижному элементу интерьера, определяющему уровень респектабельности и социальной значимости хозяина.

С возникновением новых стилей и направлений в искусстве характер декоративных элементов камина менялся, но тенденция украшать домашний очаг оставалась неизменной. Она сохранилась и по сей день, несмотря на то, что современные камины зачастую имеют авангардный облик.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒