К XIII веку камин становится весьма значимой деталью интерьера. В зависимости от объема отапливаемого помещения камины начинают изготавливать двойными или даже тройными. Благодаря внушительным размерам камин приобретает облик архитектурного сооружения: его начинают украшать крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картинами охоты или ироническими сценками на бытовые темы. Тем не менее камин по-прежнему в большей степени является средством для обогрева помещения, чем изысканным элементом интерьера.

Пристальное внимание художников камин привлек лишь с наступлением эпохи Возрождения. Можно сказать, что, начиная с этого времени, древний очаг существенно преобразился. Многие старинные камины можно назвать настоящими произведениями искусства: они искусно украшены колоннами и пилястрами, флорентийской мозаикой, изразцами, резными украшениями; их порталы облицованы гранитом и мрамором (рис. 31).

Рис 31. Порталы каминов

Кстати, отделка каминов изразцами, получившая впоследствии большую популярность в Германии, создала новый стиль в оформлении каминов. Изразцы стали прообразом современной кафельной облицовки, которая и по сей день остается модным решением в отделке каминов.

Постепенно изменилась и конструкция камина: увеличились размеры дымосборника и площадь самого камина вдоль стены.

В Великобритании камины начали устанавливать в длинных стенах, и чем больше, чем грандиознее был камин, тем чаще он служил для обогрева помещения и его украшения в большей степени, чем для приготовления пищи (кухни в средние века было принято устраивать отдельно). По вполне очевидным причинам в Великобритании — стране с сырым туманным климатом — очаги играли огромную роль, становясь в зимние месяцы средоточием всей внутренней жизни дома.

В интерьерах начала XIV века камин приобрел большое значение как элемент интерьера, а прилегающая к нему часть комнаты или зала стала наиболее значимой в пространстве помещения, где установлен камин. А в XV столетии для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась тяжелая, отлитая из чугуна декоративная доска.

И по сей день камин, выполненный в подобном стиле — сложенный из нарочито необработанного камня или кирпича с открытой

Рис. 32. Камин в замковом стиле кладкой, — привносит в дом романтичную атмосферу старинного замка и не только оживляет гостиную или холл городского дома или загородного коттеджа, но и отражает пристрастие хозяина к философской созерцательности.

Такой камин прекрасно смотрится в интерьере с оштукатуренными или облицованными резным дубом стенами и балочными потолками (рис. 32).

Долгое время камины имели существенный конструктивный недостаток — неравномерность поступления воздуха при сжигании топлива. Чтобы устранить этот недостаток, изобретательные мастера-печники на протяжении столетий предпринимали попытки совершенствовать конструкции каминов, направленные на повышение степени использования тепла газов. Так, еще в XVII веке был создан камин со встроенным калорифером, который состоял из коробки, каналов для входа холодного воздуха и для выхода нагретого (рис. 33). Вслед за этим появились и более усовершенствованные камины, оснащенные дымооборотами, что приблизило их конструкции к печам (рис. 34). Иногда дымообороты устраивали из металлических труб, заключенных в канал. Циркулировавший в этом канале воздух поднимался вдоль раскаленной трубы, нагревался и через специальное отверстие (душник) выходил в помещение.

Рис. 33. Камин со встроенным калорифером: 1 — дымовая труба, 2 — канал для входа холодного воздуха, 3 — отверстие для выхода нагретого воздуха в помещение.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒