В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН—84), сметные цены на ресурсы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расценки на монтаж оборудования (РМО—84), нормы лимитированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV—84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

Указанные недостатки пытались устранить при разработке СНиП 4—91; предполагалось, что принципиальной особенностью новых норм будет отказ от чрезмерной централизации и жесткой регламентации сметного нормирования. Однако распад СССР и кризисная ситуация начала 90-х годов не позволили в полной мере решить эту задачу.

В 90-е годы развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей стоимости в нормах и ценах 1991 г. В 1993—95 гг., были разработаны сборники ресурсных сметных норм на монтажные и специальные строительные работы, которые были востребованы в связи с распространением ресурсного метода составления смет, выпущен ряд укрупненных сметных нормативов.

Относительная стабилизация цен в строительстве, достигнутая к 1997 г., позволила поставить вопрос о переходе на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН—2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР—2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных и прочих затрат (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.). На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР—2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Структура действующей сметно-нормативной базы представлена на рис. 3.1. В ее составе могут быть выделены три блока: элементные сметные нормативы, сметные нормативы, выраженные в процентах, укрупненные сметные нормативы.

В первом блоке основополагающими нормативами являются государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН—2001), на монтаж оборудования (ГЭСНм—2001), на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр—2001), на пусконаладочные работы (ГЭСНп—2001).

Сметные цены на ресурсы приняты по состоянию на 01.01.2000 г. Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района— Московской области в ценах на 01.01.2000г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал). Рекомендуется на территориальном и отраслевом уровнях иметь Сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒