Дать четкое определение понятию «красота», «проверить алгеброй гармонию» люди пытались с древних времен. Особенно преуспели в этом древнегреческий философ Пифагор, его ученики и последователи.

Первое, что обнаружили пифагорейцы, пытаясь выявить общие черты красоты, - это явление симметрии. Слово симметрия произошло от греческого symmetria - соразмерность. Хотя то, что мы понимаем под этим словом, лучше было бы охарактеризовать как подобие или отражение. Левая сторона тела похожа на правую и представляет собой почти ее зеркальное отражение, а если это не так (например, один глаз больше, другой меньше, нос на бок, уши на разной высоте, одна нога короче другой и т. д.), человек вряд ли прослывет красавцем. В лучшем случае кто-то сочтет его интересным.

Это правило распространяется и на архитектурные сооружения. Глядя на некоторые современные новаторские произведения (части которых если и являются отражениями друг друга, то только в разбитом зеркале), испытываешь чувство тревоги, ужаса или просто неприятия. Иногда такие «шедевры» вызывают интерес и даже потрясают воображение, но жить в них не хочется. Потому что в человеке на уровне подсознания заложено: симметричные структуры означают порядок, стабильность, уравновешенность и спокойствие. Именно эти качества необходимы для здоровой жизни, нам часто их не хватает, и мы сознательно или неосознанно стремимся к подобным ощущениям в собственном доме.

Но полная симметрия скучна и однообразна. Она настолько упорядочена, что не дает возможности развития: любое нарушение симметрии в такой совершенной структуре вызывает диссонанс. Чрезмерная стабильность вырождается в статичность, и любой сдвиг приводит к деформации. А ведь мы живем в изменяющемся мире, и если приглядеться, то окажется, что даже симметричные природные формы имеют асимметричные детали. Левая половина тела подобна правой, но не идентична ей, лепестки цветка похожи, но не одинаковы, шедевры архитектуры соединяют в себе стабильность и динамичность.

По наблюдениям психологов, раздражительные, нервные люди, часто испытывающие стрессы, чувствуют себя комфортнее в симметричном окружении. Иногда недостаток душевного покоя, упорядоченности на психологическом уровне компенсируется маниакальной страстью к порядку вещей. Также повышенную тягу к симметрии испытывают маленькие дети и пожилые люди. Подростки в симметричных помещениях чувствуют себя спокойно, но часто экспериментируют с асимметричными деталями в одежде, прическе и т. д. Внезапное небольшое нарушение привычной симметрии у уверенных в себе людей (независимо от возраста) вызывает интерес, у неуверенных - неприятие, иногда страх.

Таким образом, симметрия и асимметрия в природе, жизни и в архитектуре являются элементами, вместе создающими гармонию архитектурных форм. Но сколько асимметричных деталей должна нести в себе симметричная структура, чтобы, оставаясь стабильной, выглядеть динамичной, нескучной, красивой? И по каким законам строится та асимметричная часть мироздания, которая ассоциируется у нас с движением, развитием, свободой? По определению одного из представителей пифагорейской школы Филолая гармония - это «согласие разно-гласного». И значит, в строении асимметричных форм, воспринимаемых людьми как красивые, также должны прослеживаться определенные закономерности.