В старину семьи были больше и крепче. Под одной крышей жили братья и сестры, родители и дети, внуки и правнуки. Одно поколение сменяло другое, и никто не спешил покинуть родной кров. Причем такое положение не было продиктовано нехваткой средств на строительство отдельного жилья для выросших детей. Наоборот, крупные семейные кланы отличались прочным материальным положением. Часто семья разрасталась настолько, что все ее члены не могли уместиться в одном помещении.

На Руси зажиточные люди под одной крышей с основным помещением - избой, строили клети, которые использовались либо для хранения разного добра, либо в качестве дополнительной жилплощади для семей взрослых сыновей (замужние дочери обычно переезжали в дом мужа). При этом в избе собиралась вся семья: здесь готовили пищу, здесь же ели и просто грелись, так как клети не отапливали (только утепляли на зиму), а в избе располагался домашний очаг. В древности это было обложенное камнем кострище, со временем оно превратилось сначала в глиняную печь полусферической формы, затем в знакомую многим просторную русскую печь кубической формы. Кострище было священным местом в древнеславянском жилище, играло роль алтаря, на котором приносились жертвы домашним богам, покровителям рода, и занимало центральную часть древней избы. Печь, появившаяся уже после принятия христианства, в которой и готовили, и парились, и лечились, и рожали детей, частично утратила свое сакральное значение, переместилась ближе к одному из углов (как правило, слева от двери), а домашний дух, покровитель рода, превратился в домового, живущего в углу за печкой или под ней.

Слово «изба» этимологически связано со словом « топить » (изба - истба - истопа) и раньше означало только отапливаемое помещение.

Пространство вокруг печи было отдано женщинам: здесь они готовили, нянчили детей, пряли, ткали, вышивали и собирались посудачить друг с другом между делом. В холодное время года на печи и возле нее устраивались на ночь маленькие дети и престарелые члены семьи. Женская половина отделялась от остальной территории избы пологом, занавеской, за которую без особой надобности не дозволялось заходить ни одному взрослому мужчине, даже главе семьи. Таинственная грань отделяла простой и ясный мужской мир от загадочного женского царства, где в недрах земли (которую символизировала печная глина) рождается огонь жизни, дарящий свое тепло всем обитателям дома.

После того как печь перекочевала на женскую половину, функцию домашнего алтаря стал выполнять угол напротив печи (по диагонали) - красный. Как правило, красный угол находился у фасадной стены дома (обращенной на улицу), напротив входа. В красном углу висели иконы, у одной из стен ставили стол, за которым собиралась вся семья, причем глава семьи (или особо почетные гости, а также жених с невестой во время свадебного застолья) устраивался на торцевой стороне стола, ближайшей к красному углу. Постороннему человеку, гостю, проходить в красный угол без особого приглашения хозяев было нельзя.

Вокруг одной избы могло располагаться несколько неотапливаемых клетей, в которых жили сыновья со своими семьями. По сути клети представляли собой холодные спальни. Для лучшего сохранения тепла двери в клетях были низкими, небольшие оконца прорубались у самого верха стены. Со временем закрепилась трехчастная структура жилища: под одной крышей находились изба, спальные помещения (одна или несколько клетей), а между ними -сени. Самому старшему сыну доставалась самая просторная клеть. Изба могла быть двухэтажной, в этом случае второй этаж служил спальней для главы семейства и его супруги, а нижний - общей комнатой, местом, где собиралась вся семья.

Такой же принцип планировки жилища встречается и у многих других народов.

Например, в монгольских юртах, как и в славянских срубах, жили несколько поколений одной семьи. В центре юрты - священное место - очаг, представляющий собой кострище, обложенное камнями. Через очаг нельзя перешагивать, чтобы не прогневать домашних духов и не накликать беду. Самым почетным считается место напротив входа, здесь сидит глава рода или уважаемые хозяевами гости. Без особого приглашения хозяев на почетное место садиться нельзя. Остальное пространство юрты делится на женскую и мужскую половины: справа от входа - на восточной стороне - располагаются женщины, слева - на западной -мужчины.

В Индии считается, что центральная часть дома находится под покровительством бога-созидателя Брахмы, поэтому в центре помещения должно быть открытое место или общий зал, комната для семейных встреч. Здесь не ставят тяжелой массивной мебели, желательно, чтобы эта часть была хорошо освещена, поэтому часто крышу над центральной частью дома делают стеклянной.

Спальня хозяина дома по правилам индийского учения Васту должна находиться в юго-западном углу дома. Если в доме несколько этажей, то спальня хозяина должна быть на верхнем этаже в юго-западной части здания.

Здесь же может располагаться спальня старшего сына. Спальни для маленьких детей мастера Васту советуют размещать в северо-восточной или восточной части дома, так как энергия роста, по мнению индийских философов, идет именно с востока. Допускается располагать спальни дочерей в северо-западном направлении. На западе обычно устраивают гостевую спальню, а молодоженов размещают в комнате, расположенной между северным и северо-западным направлением. Наиболее развернутую систему расположения помещений для разных членов семьи предлагает китайское учение Фэн Шуй. Священный восьмиугольник Ба Гуа ориентирован по сторонам света и каждому компасному направлению соответствует один из секторов восьмиугольника, обозначенный определенной триграммой (см. часть 3 «Законы гармонии в архитектуре»).

Раньше в восточной части индийского дома находилась специальная комната для родов.

Триграммы соответствуют членам семьи и представляют собой взаимодополняющие противоположности. Главные триграммы означают отца (Небо) и мать (Земля). Старший сын и старшая дочь - Гром и Ветер. Средний сын и средняя дочь - Вода и Огонь, младший сын и младшая дочь - Гора и Озеро.

Каждая из триграмм соответствует одному из секторов Ба Гуа (рис. 44) и помогает определить правильное расположение личных помещений в квартире. В наших семьях столько детей - большая редкость. Поэтому можно родительскую и детскую спальни располагать в соответствующих направлениях, а оставшиеся помещения (если такие имеются) использовать, руководствуясь функциональным принципом, о котором мы расскажем ниже. При этом нужно помнить, что центр дома считается самым энергетически насыщенным местом и, значит, здесь должна находиться комната, где собирается вся семья.

Рис. 44. Семейный круг Ба Гуа Принцип семейного круга Фэн Шуй можно применять и для планировки небольших помещений. Например, если в семье двое детей, которые живут в одной детской, можно делить комнату на зоны и размещать детские кровати и столы в соответствии с направлениями Ба Гуа, как показано на рис. 45.

Рис. 45. Зонирование детской: а - для двух мальчиков; б - для двух девочек

Функциональный принцип Сегодня большая часть наших сограждан отдает предпочтение функциональному принципу внутренней планировки. Потому что, во-первых, не каждая семья может позволить себе выделить отдельную комнату для каждого члена, во-вторых, дом - это место, где собирается не только узкий семейный круг, но также происходят встречи с друзьями и родственниками, в-третьих, некоторые люди работают дома и особая рабочая зона им совершенно необходима. И наконец, любое жилье включает специфические функциональные зоны, в частности для приготовления пищи, личной гигиены и для хранения различных вещей, продуктов, документов, хозяйственного инвентаря и т. д. К сожалению, многим людям из-за нехватки площади приходится совмещать на одной территории разные функциональные зоны. Например, семья с двумя детьми, живущая в трехкомнатной квартире, одну комнату, как правило, выделяет под детскую, другую - под родительскую спальню, а третью использует как общую комнату, а также как гостиную, столовую, кабинет и т. д. Другие могут себе позволить планировать свое жилье, руководствуясь принципами булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который обедать предпочитал в столовой, больных принимать в приемной, спать в спальне, а оперировать в операционной. Однако как при нехватке жилой площади, так и при ее избытке разделение территории на функциональные зоны может происходить хаотично и бессистемно. Между тем и современные дизайнеры, и древние мастера разработали целые своды правил, по которым осуществляется функциональная планировка жилья.