Битум должен отвечать определенному комплексу требований, предъявляемых к его физико-химическим, механическим и адгезионным свойствам, а также стабильности этих свойств в условиях эксплуатации. Требования к физико-механическим свойствам битумов устанавливают исходя из общих требований к эксплуатационной надежности конструкции, района строительства и вида конструктивного слоя, в котором используется битум.

Разнообразие климатических условий нашей страны и различия эксплуатационных условий работы битума в асфальтобетонных покрытиях в зависимости от района расположения дороги и положения слоя в конструкции дорожной одежды обусловливают необходимость дифференцирования требований к свойствам дорожных битумов с учетом области их применения.

Основными реологическими параметрами, определяющими эксплуатационное поведение битумов в конкретных условиях применения, являются интервал пластичности, консистенция (вязкость) и предельная растяжимость.

Для строительства дорожных одежд необходимо применять такие битумы, интервал пластичности которых соответствует реальному диапазону температур, характерному для данного конструктивного слоя в процессе эксплуатации дорожной одежды. Консистенция битума в общем случае должна подбираться такой, чтобы середина интервала пластичности совпадала с серединой диапазона эксплуатационных температур.

Анализ опыта строительства и эксплуатации асфальтобетонных покрытий в различных районах страны позволил сделать вывод, что в зависимости от климатических условий для устройства верхних слоев дорожных покрытий следует применять вяжущие с интервалом пластичности 60—90 °С и условной температурой плавления Т0 в пределах от 12 до 30 °С. Условная температура плавления, при которой степень пластичности битума равна 0,5. Для устройства нижних слоев покрытий пригодны вяжущие с интервалом пластичности 50—70 °С и температурой плавления в пределах от 0 до 15 °С. Для устройства дорожных оснований могут быть использованы вяжущие с интервалом пластичности 35—55 °С и температурой плавления в пределах от -5 до +5 °С. Для верхних слоев покрытий необходимо дифференцировать выбор битумов как по величине интервала пластичности, так и по консистенции, тогда как для слоев оснований достаточна дифференциация только по консистенции, так как требуемый интервал пластичности практически одинаков.

При изменении вязкости асфальтобетона по толщине слоя и для обеспечения одинаковой консистенции материала с увеличением глубины расположения материала на каждые 5 см можно переходить на применение битума с вязкостью в 5—8 раз меньшей. В пасмурную погоду и в зимнее время градиент температур в слое покрытия незначителен, поэтому при установлении рекомендаций по выбору марки битума необходимо учитывать приведенную продолжительность периодов эксплуатации с различной величиной градиента температур.

В то же время, как показывает анализ напряженного состояния материала в покрытии, возникающие в нем сжимающие напряжения снижаются с глубиной, а растягивающие напряжения в нижнем слое покрытия тем меньше, чем меньше жесткость асфальтобетона в нижнем слое. Это указывает на целесообразность использования маловязких и жидких битумов для устройства нижних слоев, граничащих с несвязными слоями дорожной конструкции.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒