На листы бесцветного стекла можно также наносить рисунки из цветных порошков или аппликации из кусков цветного стекла, которые закрепляют нагреванием или устойчивыми органическими клеями. Из цветного накладного стекла получают витражи обработкой цветного слоя по наклеенным на него трафаретам, пескоструйным аппаратом, абразивными инструментами или травлением фтористыми растворами.

Высокохудожественные витражи, относящиеся к живописным, выполненные при помощи специального карандаша пескоструйной обработкой и полирования стекла, были изготовлены художниками Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР и технологами кафедры стекла ЛТИ имени Ленсовета (СПГТИ (ТУ)).

Пример удачного применения витража в декоративном оформлении огромного пространства общественного сооружения - витраж станции метро «Новослободская» (г. Москва).

Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных сооружений.

Смальта — цветное непрозрачное стекло в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок, применяемое для мозаичных работ. Смальту получают отливкой или прессованием из окрашенного при варке глушеного стекла, а также прессованием в горячем состоянии 2 слоев с прокладкой между ними тонкой цветной фольги. Смальты — по составу обычные силикатные непрозрачные цветные стекла, отличающиеся широкой гаммой цветов. В мозаической мастерской Академии художеств СССР хранилось 15 тыс. сортов смальты различных цветов, а в Риме, в «панской» мастерской, — до 25 тыс.).

В России впервые смальты выплавлялись М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет изготовления золотого рубина, утраченного после смерти Кун-келя — его первооткрывателя.

Мозаика широко использовалась в декоративном оформлении римских церквей в XII в., в изображении святых, в религиозных картинах в храмах и достигла своего расцвета в Византийской империи.

М.В. Ломоносов возродил это древнее искусство и широко использовал смальты в живописном искусстве. Всем известны его картины «Полтавская битва», «Петр I» (рис. 11) и др.

Мозаичная живопись на основе смальт была широко использована в строительстве станций метрополитена в Москве, в частности, кольцевой линии. Ярким примером является станция «Комсомольская», которая празднично-торжественно украшена огром- рис ц Портрет Петра I, ными мозаичными панно «Александр выполненный в технике Невский», «Победа» и др. смальты

Литература_

1. Горбатенко В.Е. и др. Методы и средства исследований и контроля в стеклоэмалировании: Уч. пособие для вузов. — Новочеркасск: НГТУ, 1995. — 170 с.

2. Качалов Н.Н. Стекло. - М.: Изд-во АН ССР, 1959. - 465 с.

3. Поляк В.В. и др. Технология строительного технического стекла шлако-ситаллов: Учебник для техникумов. — М.: Стройиздат, 1983. — 432 с.

4. Рождение шедевра в Дятьково // Стекло мира. 2002. № 2.

5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1600 с.

6. Соловьев С.П., Динеева Ю.М. Стекло в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1981. — 191с.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒