Все же при более-менее обширном земельном наделе необходимость всякий раз перетаскивать достаточно тяжелый плуг от конца борозды к ее началу и передвигать саму мотолебедку, тоже не легкую, довольно утомительно. Проблема в том, что в данном случае силовой агрегат и почвообрабатывающее орудие разделены.

Но ничто не мешает объединить мотолебедку и плуг в единое целое. Правда, это уже будет не универсальный механизм,способный пахать, бороновать, культивировать и служить грузоподъемным устройством на строительстве дома или при рытье колодца, а просто плуг с мотоприводом. Смонтированная на нем мотолебедка с помощью троса сама подтягивает себя к якорю. В конце борозды плуг нужно лишь развернуть, а к началу новой борозды перенести только якорь.

Основу такого мотоагрегата составляет плуг, сконструированный по типу классического, конного (рис. 37). У него усиленная V-образная рама, сваренная из стальных труб прямоугольного сечения 40x60 мм (можно воспользоваться и круглыми 040-50 мм). Полевая доска и отвал этого плуга - из стального листа толщиной 3 мм, ползун - из уголка 30x30 мм. Для лемеха лучше использовать закаленную качественную сталь - например, диск циркулярной пилы толщиной около 4 мм. Бороздное колесо 0300 мм и полевое 0160 мм сварены из листовой стали. Колесная ось согнута из стального прутка 020 мм.

Поверх рамы плуга располагается моторама - дугообразный кронштейн, на котором смонтирован двигатель типа V-50, какими в свое время оснащали тяжелые мопеды.


Рис. 37. Самоходный мотоплуг с движителем-лебедкой:

а - общий вид( / - рукоятки управления плугом (стальная труба 022^2,5 мм);

2 - топливный бак; 3 - двигатель V-50; 4 - глушитель с выхлопным патрубком;

5 - тросовый барабан; 6 - полевое колесо; 7 - стальной трос 04 - 5 мм; 8 - бороздное колесо; 9 - рама мотоплуга;

10 - плуг); б - рама мотоплуга, вид сбоку и сверху (I - бороздное колесо; 2 - полевое колесо; 3,5 - ушки крепления двигателя (стальной лист s3); 4 - дуга моторамы (стальная труба 040x2,5 мм); 6 - стойка (стальная труба 40x60 или 050x3 мм); 7 - отвал (стальной лист s3); 8 - ползун (стальной уголок 30x30 мм); 9 - лемех (заготовка - диск циркулярной пилы s4); 10, 12 - рама мотоплуга (стальная труба 40x60 или 050x3 мм); II - ось бороздного и полевого колес (стальной пруток 020 мм)); в - направляющее устройство (/ - ролики (сталь); 2 - стальной трос 04-5 мм; 3 - барабан лебедки; 4 - вилка (стальной лист s3); 5 - кронштейн (стальной лист s3); 6 - основание (стальной лист s4); 7 - болт М10 с гайкой; 8,9 - шайбы); г - якорное устройство (/ - веретено (сталь, пруток 016 мм); 2,3 - ребра жесткости (сталь, лист s3); 4 - скоба (сталь, пруток 016 мм)); д - барабан лебедки (/ - болт М8 крепления звездочки и щеки на барабане; 2,3 - кронштейны барабана (стальная труба 022x2,5 мм); 4, 13 - втулки (стальная труба 022x3 мм);

5,9 - площадки крепления барабана; 6 - щека барабана (стальной лист s4); 7 - ступица (от колеса мопеда или легкого мотоцикла, 2 шт.); 8 - барабан (стальная труба или стальной лист s2,5); 10, 15 - гайки крепления оси барабана; / / - звездочка (Z = 41);

12 - втулка (капрон или текстолит, 2 шт.); 14 - ось барабана)

Мощность у него небольшая, всего около 2 л. с., однако усилие на тяговом барабане оказывается вполне достаточным для вспашки огорода под картошку.

Топливный бак монтируется также, как и на мопеде. Подойдет и пластиковая канистра емкостью около 5 л, нужно только врезать в ее днище топливный краник от любого мотоцикла или мопеда.

Если вы будете устанавливать на лебедку двигатель V-50 или ему подобный, следует учитывать, что он не рассчитан на работу без обдува встречным потоком воздуха. При вспашке же огорода с ветерком не прокатишься. Однако организовать принудительное охлаждение не слишком сложно. Для этого нужно лишь снять крышку генератора и на маховике (он же - ротор), закрепить вырезанную из дюралюминия крыльчатку центробежного вентилятора и согнуть из кровельного железа простейший защитно-направляющий кожух.

Рукоятки управления плугом сделаны из отрезков труб 022 мм и оснащены мопедными или мотоциклетными органами управления двигателем: ручкой управления дроссельной заслонкой карбюратора (справа), ручкой управления сцеплением и ручкой управления коробкой передач (слева). На левой рукоятке крепится также манетка декомпрессора, позволяющая глушить двигатель. Обе рукоятки закрепляются в хомуте на раме плуга и могут при необходимости изменять свое положение в соответствии с ростом пахаря и его требованиями к удобству управления плугом.

Барабан лебедки собирается из двух мопедных колесных ступиц, на которых шестью винтами Мб закрепляется отрезок трубы большого диаметра - готовой или согнутой и сваренной из листа толщиной 3 мм. Звездочка выбирается побольше - например, ведущая от дорожного велосипеда с Z = 41. Правда, толщины ее может быть недостаточно, и тогда по стандартной звездочке, как по кондуктору, следует вырезать новую из более толстого материала - стали или закаленного дюралюминия.

В передней части мотоплуга на колесной оси располагается направляющее роликовое устройство, через которое пропускается буксирный трос. Оно состоит из пластины-основания, на которой смонтированы пять роликов: четыре на самом основании, а пятый, ось которого перпендикулярна осям остальных роликов, - в приваренной к основанию вилке.

Якорное устройство для закрепления троса просто по конструкции. Лапа якоря, заглубляемая в землю, напоминает штык малой пехотной лопаты. Ее делают из стального листа толщиной 2 мм. Траверса - внешняя часть якорного устройства - из стального прутка 016 мм; для крепления троса к траверсе приваривается проушина из прутка 08 мм.

Следует отметить, что конструкция якорного устройства в значительной мере зависит от характеристик обрабатываемой почвы. В некоторых случаях, возможно, понадобится увеличить площадь якоря, а то и перейти кдругой схеме фиксации троса в грунте - например, с помощью специального штопора из арматурного прута 016-18 мм, ввинчиваемого в землю с помощью воротка. Как показывает практика использования таких штопоров для закрепления на стоянках самолетов, вырвать их из грунта практически невозможно.