Чтобы тачка была удобной в эксплуатации на небольшом приусадебном участке, она должна проходить по узким и неровным дорожкам, через достаточно узкие калитки, для чего ее целесообразно сделать одноколесной. При этом тачка должна иметь грузоподъемность порядка 80- 120 кг, расстояние между ручками должно быть 60-65 см, а расстояние от ручек до земли в транспортном положении - порядка 70-75 см. Эти базовые параметры и заложены в конструкцию металлической одноколесной тачки, изображенной на рис. 38.

Любая тачка состоит из кузова или платформы, ходовой части - колеса или колес и шасси, объединяющего кузов, ходовую часть и пусть примитивные, но все же органы управления - ручки. Основным и наиболее сложным в изготовлении элементом тачки является кузов - емкость или платформа для размещения соответствующего груза. В предлагаемой тачке кузов имеет очень простую форму. Сделать такой кузов будет несложно. Для этого берем прямоугольный

Рис. 38. Простая одноколесная тачка: а, б - компоновочная схема, вид сбоку и сверху (/ - рычаг;

2 - рукоятка; 3 - ребро; 4,5 - основание; 6 - накладка;

7 - стойка; 8 - планка; 9 - стояночная стойка;

10, 11 - поперечная косынка; 12 - опора; 13 - кузов;

14 - колесо); в - раскрой заготовок для кузова; г - компоновка кузова; д - сборочная схема шасси; е - чертеж колесного узла (1 - резиновый обод; 2 - крышка; 3 - обойма; 4 - подшипник № 204; 5 - ось; 6 - втулка; 7,8 - винты М5; 9 - гайка М20;

10 - гайка М5)

лист стали толщиной 1,6-2 мм, длиной 1900 и шириной 500 мм и разрезаем,.как показано на рис. 38, в. Заметим, что по линии ДЕ лист можно согнуть на угол около 100°. Из получившихся заготовок сваривают кузов (рис. 38, г), который фактически представляет собой половину параллелепипеда, разрезанного по одной из диагональных плоскостей. При указанных размерах объем кузова равен 82 л, его глубина - 360 мм, а масса - 10-15 кг, в зависимости от толщины стального листа.

После того как изготовлен кузов, привариваем к нему элементы шасси. Конструктивная схема шасси (рис. 38, д) выбрана с учетом геометрии кузова. Кроме того, при такой компоновке минимизирован вращающий момент, действующий в транспортном положении по линии ось колеса - ручки, то есть груз в кузове располагается максимально близко к оси колеса.

Для рычагов и рукояток используются стальной уголок 32x32 мм и отрезки водопроводной трубы Чтобы конструкция тачки была достаточно жесткой, применены ребра, стойки и накладки из стального уголка 25x25 мм. Основание тачки изготовлено из уголка 40x40 мм. Оси колеса фиксируются стальными планками.

К боковым стенкам кузова приварены стояночные стойки из уголка 25x25 мм. Они усилены треугольными продольными и поперечными косынками, изготовленными из остатков раскроя кузова. При сборке тачки необходимо обеспечить зазор около 10 мм между ободом колеса и передней стенкой кузова.

Чтобы тачка имела хорошие ходовые качества, имеет смысл сделать колесо с осью на подшипниках. Колесо можно взять готовое 0280-350 мм, желательно с обрезиненным ободом и подшипниками, или же сделать самому. Конструкция колесного узла показана на рис. 38, е. Под подшипники № 204 на токарном станке нужно выточить обоймы.

Предлагаемая конструкция тачки очень удобна для разгрузки как лопатой, так и опрокидыванием от себя с помощью переднего выступа основания.