Эта конструкция, собранная на основе силового агрегата и рычагов управления мотороллера «Электрон»1, имеет небольшие размеры и массу всего 60 кг (рис. 36). Крутящий момент от силового агрегата (двигатель мощностью 7,5 л. с.) с помощью цепной передачи передается на барабан с накручиваемым тросом 05 мм, к концу которого прицеплен плуг. Ведущая звездочка на выходном валу силового агрегата имеет 14, а ведомая (на барабане) - 45 зубьев, приводная роликовая цепь - ПР-15,875. Диаметр барабана под трос равен 180 мм.

Основание мотолебедки сварено из стальной трубы 033,5 мм. К основанию прикреплена моторная рама из стального уголка 35x35 мм с силовым агрегатом мотороллера. А чтобы исключить возникновение нежелательного изгибающего момента от натяжного действия цепной передачи, в несущую конструкцию добавлены упоры. Фиксацию устройства на месте обеспечивает поворотный якорь.

К основанию прикреплены и стойки барабана, имеющие по подшипниковому узлу и регулируемой укосине, дополнительное предназначение которой - быть частью механизма натяжения цепи (совместно со специальным устройством в задней подвеске силового агрегата). Во время холостого хода для размотки троса с барабана помогает рукоятка, которая надевается на конец вала барабана.

Поворотный якорь, заглубляемый в землю, представляет собой П-образную рамку из стального уголка 45x45 мм сдвумя приварными штыками. С основанием якорь соединен шарнирно болтами. Штыки - из обычных лопат или заточенных стальных пластин. При установке лебедки в требуемом месте участка нужно просто наступить на перекладину рамки, вдавливая в грунт штыки, что создает достаточно надежное сцепление мотолебедки с грунтом.

Для ровной навивки троса на барабан служит тросоуклад-чик. Он же играет роль и ограничителя, не допускающего соскальзывания намотки с барабана. К основанию лебедки прикреплена перекладина. Шарнирно к ней присоединен рычаг тросоукладчика с вилкой для троса и ручкой. Длина плеч тросоукладчика подобрана так, что ручка рычага ходит между стойками моторной рамы, а вилка с тросом - между ребордами1барабана.

Рис. 36. Мотолебедка:

а - вид сбоку; б - вид спереди (/ - основание (стальная водогазопроводная труба 033,5x3,25 мм); 2 - трос; 3 - стойки с регулируемыми укосинами; 4 - барабан (в сборе на оси с двумя радиальными подшипниками 80204); 5 - цепная передача (Z, = 14, Z2 = 45, цепь ПР-15,875); 6 - силовой агрегат мотороллера «Электрон» (на виде спереди условно не показан);

7 - подвеска; 8 - топливный бак; 9 - моторная рама (стальной уголок 35x35 мм); 10 - рычагтросоукладчика; II - якорь (стальной уголок 50x32 мм); 12 - штык якоря (лопата, 2 шт.);

13 - упор (стальной уголок 45x45 мм, 2 шт.); 14 - шарнир тросоукладчика; 15 - рычаг переключения скоростей;

16 - поворотная ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 17 - ручка управления; 18 - рычаг сцепления); в - узел холостого хода (/ - ось барабана; 2 - четырехгранник для ручки;

3 - рукоятка вращения барабана на холостом ходу); г - тросоукладчик (1 - основание мотолебедки; 2 - вилка;

3 - рычаг (стальная водогазопроводная труба 021,25x2,75 мм; длина плеч рычага уточняется по месту); 4 - шарнир;

5 - перекладина (стальная водогазопроводная труба 033,5x3,25 мм); 6 - ручка); д - буксируемый плуг-культиватор (1 - грядиль; 2 - направляющая выдвижной оси опорного колеса;

3 - направляющая оси полевого колеса; 4 - полевое колесо;

5 - центральное ушко, 2 шт.; 6 - бороздное колесо; 7 - стойка колеса; 8 - регулятор глубины; 9 - фиксирующий винтМ18, 4 шт.;

10 - хомут; / / - полевая доска; 12 - лемех; 13 - распорная планка; 14 - отвал; 15 - стойка; 16 - фиксирующий винт Ml6,

3 шт.; 17 - руль; 18 - болтМ12, 2 шт.; 19 - гайка М16;

20 - болтМН)

Рычаги управления мотолебедкой выведены на ручки по обеим сторонам моторной рамы. Слева - рычаг сцепления и кнопка стартера, справа - ручка газа, манетка1 обогатителя топливной смеси и рычаг переключения скоростей.

Конструкция буксируемого почвообрабатывающего орудия универсальна: его можно дополнять плужным корпусом, рабочими органами культиватора или окучника. Основой такой конструкции может служить грядиль1 от списанного культиватора для сплошной обработки почвы. Он укорочен, впереди приварены две направляющие: одна - из трубы квадратного сечения с выдвижной осью бороздного колеса, фиксируемой двумя винтами Ml8, другая - из трубы круглого сечения с выдвижной осью полевого колеса. Колеса желательно подобрать об-резиненные 0270 мм.

Самый ответственный этап в работе таким плугом - первый проход. Затем плуг будет копировать линию первой борозды, следуя за перекатывающимся по ней бороздным колесом. Выдвигая оси колес из рамы, можно устанавливать любое расстояние между колесами и регулировать таким образом расстояние между бороздами.

При переналадке буксируемого плуга в культиваторный вариант вместо плужного корпуса устанавливается стрельчатая лапа, а под хомут с обеих сторон - бритвенные лапы. Во время культивации трос цепляется за центральное ушко, а на пахоте - за боковое. Глубину пахоты, помимо описанного способа, можно отрегулировать креплением плужного корпуса.

Можно использовать и готовый корпус хорошо зарекомендовавшего себя конного плуга. Правда, он довольно тяжел. Отвал сделайте из стального листа толщиной 3 мм; лемех можно вырезать из лезвия, а стойку - из лапы бритвенного культиватора. Материалом для изготовления полевой доски и распорной планки служит стальной лист толщиной 4-5 мм.

Руль сварен из стальной водогазопроводной трубы 026,75x3,5 мм. Можно использовать и готовые рукоятки от того же однокорпусного конного плуга. Крепится руль к задней части грядиля болтами Ml4.