3.3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ ФАКТОРОВ. СНИЖАЮЩИХ НАДЕЖНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Снижение вероятности выхода из строя строительных элементов, или, выражаясь иначе, повышение их надежности может быть достигнуто с помощью более точного охвата и оценки всех отрицательных факторов, которые должны быть приняты во внимание при проведении расчетов по прочности, а также тем, что должны быть исключены, по возможности, все факторы, оказывающие влияние на надежность конструкции (например, дефекты при производстве строительных работ). Кроме того, целесообразно вводить дополнительные мероприятия (например, увеличение поперечного сечения несущих конструкций).

3.3.1. Снижение несущей способности материалов. Развитие строительной техники и возрастающее число научных исследований бетона как строительного материала дали большой объем сведений о качестве этого материала и вместе с этим возможность более правильных расчетов его прочности и представление о возникающих в нем напряжениях и деформациях. Характерные разбросы значений прочности бетона предусматривают в гарантийном свидетельстве введение соответствующих поправок на надежность (5 % всех случаев, для которых фактическая прочность меньше средней кубиковой прочности бетона на сжатие). Коэффициент запаса прочности для строительства из предварительно напряженного железобетона принимается по стандартам для обычных железобетонных конструкций. За последнее время накоплен опыт получения строительного материала с высокими эксплуатационными качествами: элементы строительных конструкций стали более изящными, в то время как способность материала противостоять внешним воздействиям, особенно коррозии, частично уменьшилась. В будущем будут проводиться более целенаправленные исследования для выяснения, в какой мере высокие прочностные качества материалов компенсируют возрастающую подверженность определенных конструкций к коррозии, приводящей к снижению резерва надежности строительных сооружений.

3.3.2. Снижение надежности, вызванное перенапряжением несущих конструкций. Конструкции находятся под влиянием внешних воздействий. Установленные в DIN 1055 нагрузки, которые представляют собой не абсолютные предельные, а определенные статистические значения, рассчитаны с применением вероятностной модели, приближенной к самым неблагоприятным условиям. Такие катастрофические случаи, как, например, пожар на фабрике или столкновение грузового автомобиля с опорой моста, должны быть предусмотрены и учтены соответствующим коэффициентом запаса прочности.

Необходимость в исследовании железобетонных конструкций обусловливается относительно невысокой сопротивляемостью их при неблагоприятном воздействии окружающей среды. Например, воздействие соли на железобетонные мосты рассматривалось с точки зрения повышения сопротивляемости бетона воздействию соли. Возрастающая опасность коррозии арматурной стали, особенно предварительно напряженной арматуры, а также ее влияние на резервы прочности мостов до сих пор мало исследованы. То же можно сказать и о проблеме коррозии бетонов, вызванной образованием аг-рсссивно воздействующих на бетон растворов в порах бетонных покрытий. Тщательно изучается коррозия бетона в канализационных коллекторах.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒