8.9.3. Полное разрушение предварительно напряженной арматуры. Если прогрессирующая коррозия не была вовремя обнаружена или если возникнут непредвиденные обстоятельства (например, пожар), то это может привести к полному разрушению некоторой части или всей предварительно напряженной арматуры и тем самым к потере предварительного напряжения в элементе строительной конструкции. Типичные причины разрушения стали следующие:

коррозия предварительно напряженной стали в результате недостаточной коррозионной защиты (неполное заполнение арматурных каналов);

коррозия предварительно напряженных сталей вследствие воздействия на них хлоридов (в результате применения средств, предотвращающих обледенение) ;

пожар (например, в результате загорания грузовой автомашины под мостом).

Если в результате разрушения напряженной арматурной стали было снижено требуемое предварительное напряжение строительного элемента, то при производстве ре-монтно-восстановительных работ возникают трудности, так как в этом случае необходимо не только заменить разрушенные арматурные стали и затем залить бетоном, но и осуществить предварительное напряжение арматуры в конструкции.

Для этого решения имеется два варианта:

в оставшихся бетонных элементах сооружения вырубают борозды, располагают в них напрягаемую арматуру, затем закрывают борозды торкретбетоном. Предварительное натяжение свободно лежащей арматурной проволоки производится перед заделкой борозд. При использовании натяжных каналов сначала в них протягивается арматурная проволока, которая после твердения торкретбетона натягивается, и отверстия заполняются цементным раствором;

вновь устанавливаемую арматуру для предварительного натяжения располагают вдоль существующих элементов с таким расчетом, чтобы вся сталь для предварительного натяжения целиком укладывалась в усиливаемый участок конструкции. Натяжение арматуры осуществляется как в предыдущем варианте, перед затвердеванием укладываемого бетона (арматура в бороздах) или же после твердения вновь уложенного бетона (устраиваются каналы для напрягаемой арматуры) .

Первый метод установки новой напрягаемой арматурной проволоки в прорубленные борозды имеет свои преимущества, так как эти восстановительные работы могут производиться по частям, и таким образом можно по желанию регулировать степень натяжения проволоки на любом участке восстанавливаемой конструкции. Этот метод был описан Коуном (Coyne) еще в 1935 г. при увеличении высоты железобетонной плотины в Черфасе (Cheurfas) в Северной Африке.

Недостаток этого способа, главным образом при восстановлении элементов конструкции с малым поперечным сечением, заключается в том, что происходит некоторое ослабление конструкции при прорубании борозд, а также в том, что затрачиваются большие денежные средства, идущие на оплату высококвалифицированных специалистов.

Второй метод более пригоден для мостовых и балочных конструкций с малым поперечным сечением и для предварительно напряженных железобетонных конструкций, однако при этом увеличивается собственная масса усиливаемых элементов.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒