8.9. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕННЫЕ

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

8.9.1. Общие положения.

Трещины в железобетонных строительных элементах приносят вред, даже если они непосредственно не угрожают прочности сооружения, а только коррозионной защите арматуры и тем самым долговечности конструкции. Однако в обычных железобетонных конструкциях их вряд ли можно избежать, так как из-за большой разницы модулей деформации стали и бетона трещины являются предпосылкой того, что более пластичная сталь воспринимает растягивающие напряжения.

В основе способа строительства с применением предварительно напряженного железобетона лежала идея уравновешивания растягивающих усилий от нагрузки сжимающими усилиями предварительного напряжения. Для этого при изготовлении строительных элементов в них укладывается высокопрочная сталь и после твердения бетона подвергается натяжению с целью создать напряжение, противодействующее внешним нагрузкам. Благодаря этому приему можно .уменьшить размеры поперечного сечения железобетонной конструкции, избегая при этом больших прогибов или образования трещин.

Предварительное напряжение стальной арматуры требует применения высокопрочной проволоки относительно малого сечения в противоположность круглой стали обычной арматуры. Предварительно напряженные железобетонные конструкции ввиду особой подверженности коррозии напрягаемой арматуры, а также повышенной прочности бетона чаще подвергаются повреждениям, нежели обычные железобетонные конструкции, независимо от того, являются ли эти повреждения результатом конструктивных недоработок, ошибками производства или перенапряжением стали или бетона. Тонкие проволоки напряженной арматуры подвержены особой опасности, если в результате доступа хлоридов в ок| лающий ее бетон нейтра-лиз ется активная коррозионная зашчта этой проволоки Несмотря на то что опасность коррозии предварительно на пряженных сталей значительно снижена, благодаря запрету применять хлоридсодержащие бетонные добавки и ограничению сульфатных компонентов в цементе, в последнее время все чаще встречаются коррозионные повреждения мостовых сооружений, в том числе у мостов из предварительно напряженного железобетона в результате значительно возросшего применения хлоридсо-держащих средств, предотвращающих обледенение. Неоднократно возникающие в последнее время в стыковых швах таких мостов повреждения вызывают оживленные дискуссии относительно причин повреждений строительных конструкций из предварительно напряженного железобетона.

8.9.2. Недостаточное заполнение раствором натяжных каналов. Необходимым условием для долговечной коррозионной защиты, и, следовательно, сохранения несущей способности напряженных сталей является полное заполнение трубчатой оболочки, окружающей предварительно напряженную арматуру, цементным раствором. Если при этом останутся незаполненные участки, то образующаяся в пустотах конденсационная вода или проникшая туда вода атмосферных осадков вызывает развитие коррозионного процесса и в последующем разрушение арматуры.

Пока еще нет надежных методов контроля для выявления действительного состояния предварительно напряженных арматурных элементов в каналах. Остается одна возможность: особо ответственные места или области, которые вызывают подозрение наличием ржавых пятен, следует осторожно просверлить и исследовать. И если подтвердится предположение относительно недостаточного заполнения каналов, то эти полости следует тщательно заполнить раствором через просверленные отверстия.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒