Благодаря соответствующим техническим мероприятиям, например созданию достаточной толщины и связи цементом стабилизирующего слоя, а также дренированию области, находящейся под несущим основанием, возможно свести до минимума описанное явление, однако полностью исключить его невозможно. Каждое дорожное полотно, если оно уложено не на скальные породы, в условиях интенсивного транспортного сообщения всегда оседает.

Автострады состоят по меньшей мере из трех, расположенных рядом и отделенных друг от друга дорожных полос. Каждая из них испытывает различные нагрузки, главная полоса движения воспринимает на себя всю нагрузку от тяжелого транспорта; обгонная полоса — в основном нагрузки от легковых автомобилей, а полосы стоянок не испытывают динамических нагрузок.

Это обстоятельство обусловливает различные осадки дорожных полос. На стыках соседних панелей, выполняющих одновременно роль температурных швов, происходит образование ступеней, достигающих высоты нескольких сантиметров. Об этом свидетельствует скопление воды, стекающей во время атмосферных осадков к внешней стороне полотна проезжей части, главным образом в местах перехода от главной полосы движения к полосе стоянки, что приводит к образованию больших луж с опасным последствием скольжения транспорта на этих участках дорожного полотна. При сильном оседании выходит из строя уплотнение швов, атмосферные осадки просачиваются под плиты и тем самым ускоряется эффект разжижения основания.

В последующей стадии разжиженные мелкодисперсные материалы перемещаются к периферии плит и через стыковые швы вытекают наружу, в результате чего под плитами образуются пустоты. При дальнейшем оседании плит с одновременным изменением опорных поверхностей происходит образование трещин и разрушений в плитах, и дорогостоящее бетонное покрытие выходит из строя.

8.7.1. Ремонтно-восстанови-тельные работы. Негативные последствия описанного выше процесса можно значительно снизить применением определенной технологии и тщательным выполнением работ по сооружению несущего слоя и верхнего покрытия дорожного полотна, однако полностью исключить их невозможно. Плиты, по которым происходит интенсивное движение автотранспорта, будут медленно, не неуклонно опускаться. Поэтому вопрос устойчивости и долговечности бетонного покрытия полотна проезжей части дороги и, следовательно, стоимости производства ремонтно-восста-новительных работ зависит от того, насколько соответствующими мероприятиями возможно остановить развитие описанного выше явления.

Для решения этой задачи имеется многократно опробованная в течение последних лет возможность выравнивания осевших плит проезжей части методом нагнетания под них вяжущего вещества.

8.7.2. Производство работ. В бетонных плитах просверливают отверстия, достигающие верхнего уровня несущего слоя. Для ослабления сцепления бетонной плиты с основанием она предварительно слегка приподнимается с помощью сжатого воздуха давлением не менее 0,7 МПа. Таким образом, в идеальном случае плита как бы парит на воздушной подушке, благодаря чему без особых трудностей можно подать под нее инъецируемые материалы. Перед началом работ по инъекции гидравлических вяжущих просверленные отверстия заглушают деревянными пробками, открытые швы дополнительно заделывают бумагой или другими подходящими материалами.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒