8.7. БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Любое покрытие проезжей части дорожного полотна подвергается воздействию различных нагрузок, обусловленных движением транспорта.

Рис. 30. Особой опасности подвержен бетон, находящийся в зоне переменного уровня

Во-первых, покрытие должно обладать высокой поверхностной прочностью, чтобы противостоять износу от воздействия шин автотранспортных средств, во-вторых, оно должно обладать достаточной морозостойкостью и противостоять воздействию противоморозных средств, и, наконец, оно должно быть устойчивым к динамическим нагрузкам, обусловленным движением тяжелого транспорта и сохранять свое место в дорожном полотне.

В то время как первые два требования (поверхностная прочность и морозостойкость) могут быть выполнены главным образом благодаря соответствующему конструктивному решению и применению необходимых материалов для настила проезжей части, то третье требование в условиях длительного воздействия тяжелого транспорта обеспечивается главным образом составом и качеством подстилающего и несущего слоев дорожного полотна.

Жесткие железобетонные плиты, предназначенные для восприятия динамических транспортных нагрузок, кроме высокой сопротивляемости износу, должны обладать также и морозостойкостью и в противоположность дорожным сооружениям с преобладающими статическими нагрузками должны в течение многих лет воспринимать динамические нагрузки от движения большегрузного транспорта и передавать их через всю опорную поверхность в подстилающий слой дорожного полотна.

Необходимым условием для этого является то, чтобы вся верхняя конструкция дорожного полотна базировалась на устойчивом и долговечном несущем основании, а настил проезжей части и подстилающее основание работали как одно целое.

Таким образом, долговечность и устойчивость положения полотна проезжей части зависит не только от качества бетонного покрытия, но и от подстилающего слоя. Для более устойчивого положения несущее основание полотна усиливают цементированием. При этом насыпные материалы перемешивают с цементом и равномерно уплотняют. В зависимости от породы и вида используемых материалов стабилизирующий слой имеет разную толщину, но в каком-то месте он обрывается, и тогда нагрузка будет передаваться на не связанный цементом в большей или меньшей степени механически утрамбованный грунт.

Так как почва всегда содержит воду, то в месте перехода от несущего слоя к грунту образуется глинистая суспензия. В результате динамических транспортных нагрузок в этих местах происходит изменение структуры почвы. Содержащиеся в несвязных грунтах мелкодисперсные компоненты пропитываются грунтовой водой и благодаря постоянным сотрясениям от движущегося транспорта переходят вверх, в результате чего происходит изменение фракционного состава грунта и изменение его несущей способности.

В грунтах, содержащих связные компоненты, в результате транспортных вибраций происходит смешивание этих компонентов с имеющейся водой благодаря динамическим сотрясениям, продолжается отсос воды из близлежащих участков грунта в эту смесь. Образовавшаяся при этом глинистая суспензия обладает гораздо более низкой несущей способностью, чем грунт, не разжиженный водой.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒