Печально известен объект — построенная в 50-х годах церковь Поминовения в Берлине, у которой через 20 лет коррозионные разрушения достигли такого объема, что состояние этого сооружения лишь весьма условно позволяет называть его памятником архитектуры. Таким образом, вопрос о коррозии строительных элементов и прежде всего о коррозии железобетонных конструкций, подвергаемых влиянию атмосферных воздействий, все больше заботит умы специалистов и экспертов. Основными задачами специалистов являются выяснение причин разрушений и выработка предложений по восстановлению поврежденных объектов, устранение этих причин с целью длительной и надежной эксплуатации строительных сооружений.

При выяснении причин повреждений бетонных сооружений дело обстоит относительно просто. В основе производства строительных работ лежат DIN 1045 «Бетонные и железобетонные работы». В них, в частности, установлен минимальный защитный слой бетонного покрытия, обеспечивающего защиту стали от коррозии; свойства (класс по плотности), которым должен обладать бетон для обеспечения надежной защиты арматуры от коррозии в течение длительного времени.

Если имеет место нарушение требований DIN 1045, и это можно установить контрольными замерами и контрольными испытаниями качества бетона, то тогда строй-подрядчик должен устранить выявленные дефекты. Если дефекты не выявлены в течение двух лет, то требования застройщиков к их устранению не имеют силы за давностью. Однако в течение этого времени даже бетонное покрытие толщиной всего лишь в несколько миллиметров оказывает свое защитное воздействие. Поэтому для доказательства вины подрядчика суду необходимо представить доказательство, что дефект был допущен сознательно или по грубой небрежности. Но такие доказательства, спустя 10 и более лет после завершения строительства, можно привести лишь в очень редких случаях.

Наилучшим решением этого вопроса был бы своевременный дополнительный контроль выполненной работы, особенно в наиболее ответственных местах (например, определение фактической толщины защитного слоя бетона с помощью прибора, определяющего положение стальной арматуры в бетоне).

3. НАДЕЖНОСТЬ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Все части несущих конструкций должны быть рассчитаны так, чтобы обеспечивать достаточную надежность, т. е. воспринимать все предусмотренные при эксплуатации нагрузки и влияние окружающей среды. Конструкции должны обладать соответствующими запасами, чтобы воспринимать нагрузки при возможных ослаблениях материалов (дефекты строительства) или при различных перенапряжениях

Рис. 5. Предупредительные меры, повышающие надежность конструкции, уменьшают степень риска в катастрофических случаях

(дефекты проектирования). Опыт последних лет приводит к выводу, что необходимо также предусматривать гарантию против все более возрастающего агрессивного воздействия окружающей среды (SO2, NaCl и т. д.).

Во всех случаях железобетонные конструкции должны обладать надежностью и наименьшей вероятностью выхода из строя. Речь идет не об абсолютной надежности, а о надежности с определенной степенью вероятности. Для этого все факторы, определяющие надежность конструкций, базируют не на субъективных оценках, а на единых принци-hax. В нормах выделяют три основных момента для расчета надежности железобетонных конструкций:


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒