Влияние конструктивного решения на стойкость к агрессивным воздействиям. Немаловажными факторами возможных повреждений железобетонных мостов считают тип конструкции и принимаемые защитные меры. Мосты из предварительно напряженного железобетона наиболее подвержены опасности ввиду большой расположенности к коррозии арматурных сталей малого сечения, нежели конструкции из обычного железобетона.

Гидроизоляция бетонных конструкций. Для того чтобы мостовые сооружения могли выполнять свои функции в течение десятилетий, они должны иметь надежную и функционирующую в течение длительного времени гидроизоляцию. Бытующая ранее точка зрения, что высококачественные бетоны в мостовых сооружениях из предварительно напряженного железобетона могут надежно работать в условиях воздействия агрессивных сред без всякой гидроизоляции, оказалась дорогостоящим заблуждением. Все сооруженные в послевоенные годы мосты из предварительно напряженного железобетона были выполнены без гидроизоляции, и позже оснащались ею со значительными затратами, а мост Авуса в Берлине был снесен вообще. Защитными материалами служили битумная мастика, армированная стеклотканью, или металлические рифленые ленты. Сверху накладывался защитный слой из литого асфальта, а на него дорожное покрытие.

Наиболее слабыми местами любой гидроизоляции являются стыки в сопряжениях конструкции, в компенсационных швах и водоприемниках. Из-за динамических нагрузок от транспорта такие места даже при тщательном выполнении становятся наиболее вероятными для начала коррозионных процессов.

При тщательном производстве работ уже в течение года может наступить непосредственное воздействие растворов хлорида натрия на бетон мостовых панелей, поэтому все в больших объемах практикуют нанесение дополнительного покрытия на основе эпоксидной смолы на верхнюю поверхность бетона проезжей части моста. Так как эти уплотнительные слои подвергаются воздействию температур до 150 °С в результате последующего нанесения на них расплавленной битумной мастики, то применяемые для уплотнительных слоев материалы должны удовлетворять специальным требованиям.

Части дорожного полотна, по которым нет движения транспорта (например, ограждающие бордюры мостов), могут также подвергаться опасности разрушения, в результате воздействия агрессивных растворов. Такие части дорожного полотна, как правило, имеют многослойную антикоррозионную защиту, представляющую собой синтетический полимер на базе эпоксидной или акриловой смол.

Требования к защитным антикоррозионным покрытиям достаточно специфичны. Защитный слой с одной стороны должен быть плотным, чтобы предотвратить проникание агрессивных растворов в бетон, а с другой стороны, он должен быть паропроницаемым, чтобы не препятствовать выходу воздуха и газов при солнечной радиации и не образовывать вздутий. Он должен быть довольно эластичным, чтобы при температурных расширениях не образовывались трещины. Однако следует иметь в виду, что благодаря различным свойствам бетона и синтетической смолы (например, коэффициент теплового расширения и модуль упругости этих материалов разнятся между собой по меньшей мере в 10 раз) такой защитный слой может иметь ограниченный срок службы, и через определенные промежутки времени должен обновляться.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒