Уже давно известно, что применение средств на соляной основе, предотвращающих обледенение, наряду с позитивными результатами имеет и негативные последствия, обусловленные свойством хлорида натрия способствовать коррозии металла. Негативные последствия применения средств, предотвращающих обледенение, обсуждались с точки зрения возможных коррозионных повреж-денпн транспортных средств и с точки зрения грунтовых вод, а действие хлорида натрия на железобетонные мостовые сооружения не учитывалось. Это объясняется бытующим мнением (которое, кстати, уже опровергнуто), что изготовленный по всем правилам железобетон из бетона марки не ниже В300 (по DIN 1045) является морозоустойчивым, а при наличии в нем воздушных пор — устойчивым и к воздействию средств, предотвращающих обледенение.

Такая ошибочная точка зрения привела к тому, что в первое годы после войны мосты из предварительно напряженного железобетона сооружались без гидроизоляции между бетоном несущих конструкций и настилом проезжей части.

Рис. 29. Повреждение пролетного строения моста в результате воздействия средств, предотвращающих обледенение

Если в результате изготовления плотного, высококачественного бетона можно достичь значительной стойкости его к воздействию отрицательных температур и средств, предотвращающих обледенение, то все же расположенная в бетоне сталь не защищена от коррозии. Только в том случае защита арматуры гарантирована, если вся конструкция в целом изготовлена так, что исключена всякая возможность контакта стали с соляными растворами. Часто ошибка при оценке стойкости железобетонных конструкций мостовых сооружений к воздействию отрицательных температур и средств, предотвращающих обледенение, заключается в том, что данные выборочного контроля качества бетона берут за основу и распространяют их на все сооружение в целом, чего нельзя делать. При возведении мостовых сооружений образуются бетонные поверхности, на которых иногда не обеспечена требуемая плотность бетона или защитный слой имеет не везде достаточную толщину. В результате на этих поверхностях появляются трещины.

Достаточно иметь одно единственное место с неудовлетворительной плотностью защитного слоя бетона, через которое соляной раствор может проникнуть к арматуре, чтобы создать угрозу всему мостовому сооружению. Уложенная на поверхность бетона несущих конструкций гидроизоляция может быть выполнена достаточно хорошо и надежно работать в течение 10 лет в тяжелых постоянно изменяющихся условиях автодорог, но все же в деформационных швах, водоприемных канавах и т. п. могут образоваться отдельные отверстия или трещины, через которые солесодержащие растворы будут поступать к железобетону.

Повреждения железобетонных мостовых сооружений в результате коррозии стали становятся заметными лишь тогда, когда образуется такое количество продуктов коррозии, которое вызывает отслоение и отпадание бетона. Этот процесс в зависимости от интенсивности образования продуктов коррозии и прочности бетонного покрытия может длиться десятилетиями. Однако можно с уверенностью сказать, что из года в год число повреждений конструкций будет увеличиваться.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒