8.1. ФАСАДЫ

За последние десятилетия железобетон применяют в больших объемах при оформлении фасадов с четким мелкоструктурным членением. С течением времени н под воздействием окружающей среды (дым от сгорания нефтепродуктов, применяемых для отапливания зчанпй, выхлопные газы автомобилей и т. п.) возрастает необходимость в ремонтно-вос-становптельных работах по устранению повреждений внешних поверхностей железобетонных фасадов.

Среди причин, обусловливающих интенсивное возрастание числа повреждений внешних железобетонных элементов, подверженных воздействию атмосферных влияний, в последние годы первое место занимает отслоение бетона в результате коррозии арматуры. Исследование причин повреждений из-за коррозии арматуры однозначно показывает, что растрескивание и отслоение бетона в подавляющем большинстве объясняются или относительно малой толщиной, или недостаточной плотностью защитного бетонного слоя. Возрастающее число повреждений, которые объясняются несоблюдением минимально допустимых размеров, заложенных в DIN 1045, должно стать поводом для рассмотрения вопроса, достаточны ли эти размеры для обеспечения надежности железобетонных соор> жений на срок службы более 50 лет при теперешних условиях воздействия окружающей среды.

В книге «Надежность бетонных сооружений» (1973 г.) приводится следующее высказывание инженера Шисля: «Для бетонов класса В 150 и В 250 установленные в DIN 1045 минимальные значения размеров толщины бетонного слоя недостаточны для обеспечения продолжительности срока службы свыше 50 лет для строительных элементов на открытом воздухе, но защищенных от прямого воздействия дождей. Для бетона класса В 150 средняя глубина проникания карбонизации по истечении указанного срока для 30 % всех обследованных случаев составляет 2 см бетонного слоя, для бетона класса В 250 для карбонизации 1,5 см. Требовать такого бетонного покрытия, которое с больше:"! вероятностью гарантировало то, что пики карбонизационного фронта не достигали поверхности арматуры, представляется для железобетонных конструкций необоснованным, так как в местах образования трещин коррозия внешней поверхности стали в узко ограниченных областях не может быть предотвращена».

8. УЯЗВИМЫЕ УЧАСТКИ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Развитие коррозии арматуры за последние годы показывает, что сделанные в приведенном высказывании выводы о том, что не требуется увеличения толщины бетонного покрытия, не совсем верны. Минимальные размеры защитного слоя бетона для плоских несущих систем на открытом воздухе, согласно DIN 1045, установлены для марки бетона В 15 толщиной в 2 см и для марки бетона В 25 толщиной в 1,5 см, но земельное строительное управление в Гамбурге и земли Северный Рейн — Вестфалия недавно установило для всех строек на территории своих земель, подверженных воздействию атмосферных осадков, минимальную толщину защитного слоя бетона в 3 см. Так как это требование должно соблюдаться лишь при возведении новых строительных объектов, возникает вопрос, какие существуют возможности увеличить толщину защитного слоя бетона у старых сооружений, где уже имеются повреждения из-за недостаточного бетонного покрытия? Во-первых, можно нанести слой бетона соответствующей толщины методом торкретирования. Во-вторых, там, где по техническим причинам это невозможно осуществить (например, из-за увеличения массы и сечения строительного элемента), или же из соображений экономического характера (например, при отдельных незначительных дефектах), устранение повреждений внешних поверхностей может производиться раствором на основе синтетических смол или же с помощью цементного раствора, обогащенного полимерными материалами. В-третьих, коррозионной и карбонизационной защитой может служить нанесенная на внешние поверхности краска на основе акриловой смолы (затормаживание процесса карбонизации).


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒