Если ширина трещин будет больше допустимой или же возможно агрессивное влияние окружающей среды (например, применение на поверхности мостов средств, предотвращающих обледенение), в этом случае нужно позаботиться о заполнении трещин подходящим материалом, чтобы обеспечить коррозионную защиту стали.

В строительных нормах производства железобетонных работ не установлена предельно допустимая ширина трещин. В DIN 1045 есть указания о необходимости ограничения ширины раскрытия трещин в зависимости от вида армирования (предельный диаметр, класс стали).

Рекомендации Европейского комитета по бетону (СЕВ) предлагают при расчетах железобетонных объектов ограничивать ширину раскрытия трещин в зависимости от условий окружающей среды и допускают для внутренних помещений с нормальной влажностью ширину трещин в 3 раза больше, чем для строительных элементов, подверженных особо агрессивному воздействию.

При определении влияния трещины на коррозионную защиту арматуры и соответственно на долговечность конструкции придерживаются, по возможности, этих рекомендаций СЕВ, и вопрос, при какой ширине трещины требуется ее заделка для обеспечения необходимой коррозионной защиты арматуры, решается в зависимости от условий окружающей среды.

Трещины шириной 0,3 мм для нормальных и 0,1 мм для агрессивных условий окружа-щей среды можно заделать лишь с помощью синтетического полимера. Заделка трещины в зоне растягивающих усилий должна обеспечить коррозионную защиту арматуры, что не предусматривает обя-

Рнс. 24. Особое внимание должно уделяться трещинам, проходящим параллельно арматуре зательное полное заполнение трещины до самой арматуры, а лишь закрытие трещины. При небольшой ширине трещины (менее 0,3 мм) этой цел» можно достичь многократным нанесением с помощью кисти подходящего полимера. Так как здесь не предусматривается восприятия усилий, то вполне достаточно какого-нибудь эластичного материала, не обладающего большой прочностью.

Все, о чем было сказано выше, справедливо лишь для трещин, направленных поперек укладки арматуры. К трещинам, направленным параллельно арматуре, предъявляются более строгие меры, так как здесь предполагается частичное снижение сцепления между сталью и бетоном, необходимого для передачи нагрузок от бетона к стали. Восстановление прочного сцепления между бетоном и сталью требует по возможности 100 %-ного заполнения трещины высококачественной эпоксидной смолой.

Также обстоят дела с трещинами в бетоне в зоне действия сжимающих и сдвигающих усилий. Здесь также образуются трещины в результате превышения способности бетона воспринимать растягивающие усилия, действующие в направлении главных растягивающих напряжений. Появление первой трещины в этой области свидетельствует о том, что здесь действуют растягивающие напряжения, которые не может воспринимать имеющаяся арматура. Повреждения, конечно, могут возникнуть лишь тогда, когда произойдут слишком большие поперечные сдвиги. Это предотвращается зацеплением краев трещин благодаря имеющимся в составе бетона острым зернам заполнителей. Однако при расширении трещин создается такая ситуация, при которой острые зерна заполнителя довольно интенсивно выкрашиваются и допускают образование поперечных сдвигов. Это явление может привести к сильной деформации и к последующему обрушению конструкции.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒