7.3.1. Применение средств, предотвращающих обледенение бетона. Для борьбы с гололедом зимой специальная служба дорожного движения разбрасывала по дорогам за сезон 1—2 млн т рассыпной соли, не задумываясь о возможных вредных последствиях воздействия хлорида натрия на состояние, например, железобетонных мостов. Последствиям интенсивного применения средств, предотвращающих обледенение, и воздействию их на арматурную сталь также уделялось мало внимания, а все усилия были направлены, главным образом, на создание бетона, устойчивого к воздействию отрицательных температур и средств, предотвращающих обледенение. Благодаря изготовлению высококачественного плотного бетона можно достичь определенной стойкости против воздействия отрицательных температур и средств, предотвращающих обледенение (если они применяются в небольшом количестве). Однако без дополнительной защиты арматурной стали (главным образом, напряженной стали) антикоррозионными покрытиями невозможно создать надежную защиту от коррозии, если бетон конструкции к тому же не обладает достаточной плотностью, способной предотвратить соприкосновение хлоридосодер-жащих растворов с арматурной сталью.

Процесс коррозии в условиях воздействия соляных растворов. Средством борьбы с гололедом является главным образом неочищенная каменная соль, т. е. хлорид натрия (NaCl). Механизм таяния льда при воздействии на него соляных растворов основывается на том, что точка таяния смеси льда и водного раствора соли намного ниже температуры таяния льда в чистой воде. Понижение температуры замерзания пропорционально концентрации соляного раствора.

Внезапное понижение температуры ниже 0°С сказывается, в первую очередь, на состоянии мостовых пролетных конструкций, так как в отличие от поверхности полотна проезжей части дорог пролетные конструкции промерзают и покрываются ледяной коркой со всех сторон. Поэтому все мостовые сооружения, расположенные в областях, где существует угроза гололеда, обрабатываются средствами, предотвращающими обледенение. В результате лед и снег, находящиеся на пролетных конструкциях, тают, и образуется раствор хлорида различной концентрации. Этот раствор, вызывающий коррозию, согласно законам гравитации, стремится проникнуть внутрь мостовой конструкции. В результате недостаточной плотности отдельных участков бетонного покрытия раствор может достигнуть расположенной в бетоне арматурной стали (обычной или напряженной). Из-за интенсивного движения транспорта частицы соляного раствора в виде тумана поднимаются вверх и осаждаются на расположенных выше элементах мостовых конструкций, также разрушая их. Коррозионные процессы в стали и бетоне под воздействием хлоридов протекают по-раз-ному.

Коррозия бетона. Протекающие в бетоне процессы, обусловленные воздействием соляных растворов, а также попеременным влиянием замораживания и оттаивания различны. Характер их воздействия и проявления исследован еще не полностью.

Химическое воздействие.

В результате реакции хлоридов с цементным камнем образуются хлористо-кальциевые соединения. Из-за повторяющихся в течение многих лет химических воздействий может произойти распад вяжущих или разрыв структуры вследствие внутреннего давления, обусловленного образованием соединений большого объема в поровых пространствах бетона.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒