Для этого необходимо тщательно учитывать производственные затраты, связанные с проведением дополнительных испытаний и технического контроля вновь возводимых объектов, и средства, которые из-за старения существующего строительного фонда придется израсходовать на производство контрольных обследований и испытаний существующих железобетонных конструкций, находящихся в условиях все возрастающего пагубного воздействия окружающей среды.

Регулярный контроль за содержанием здания в образцовом порядке обусловливает дополнительные, в большинстве случаев не предусмотренные сметой сооружения затраты. Поэтому сооружение следует рассматривать не только с точки зрения производства строительных работ, но и с позиций его будущей эксплуатации. Содержание нового строительного объекта с наименьшими затратами должно быть критерием экономичности проекта.

5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ БЕТОНА

Решающее влияние на затраты, необходимые для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, должны оказывать доступность и ре-монтоспособность слабых мест строения. Это должно предусматриваться и при разработке проекта.

Исходя из требований строительных норм по содержанию сооружений можно сделать вывод, что недостаточно возводить железобетонные конструкции, ориентируясь на удовлетворительную на сегодняшний день надежность. Надежность строительного сооружения зависит от соответствующего надзора и проведения контрольных обследований через определенные промежутки времени в течение всего срока его эксплуатации. Подобные контрольные испытания уже давно стали привычными для силовых установок и котлов высокого давления. Аналогичные периодические испытания обычны и для некоторых строительных сооружений. Так, служба пути регулярно проверяет мосты. Результаты этих проверок регистрируются в специальных журналах. Министерство путей сообщения с давних пор проводит аналогичный контроль состояния мостовых и тоннельных сооружений. Даже в жилищном строительстве регулярно контролируются показатели воздушного выброса отопительных устройств, а обнаруженные недостатки немедленно устраняются. Поэтому нет необходимости создавать такие контрольные службы для несущих конструкций строительных сооружений — они уже существуют.

Было бы лучше, если бы инженеры, проверяющие надежность конструкции на стадии проектирования, могли также контролировать состояние сооружения в процессе его эксплуатации и проверять, соответствует ли оно требованиям надежности, заложенной в проекте. К этой работе следовало бы привлекать специалистов по материалам, строительной физике, экспертов по строительным грунтам и т. п. Ответственность за проведение проверочных испытаний и за разрешение дальнейшей эксплуатации здания возлагается на проектировщиков. При этом не следует проверять всю конструкцию в целом, так как специалистам известны типичные слабые места железобетонных конструкций и признаки, которые указывают на имеющиеся внутри строительных деталей дефекты ( трещины, ржавые пятна и т. п.). Объем контрольных обследований и периодичность их проведения должны соответствовать возрасту и степени износа строительного сооружения, а также виду строительного материала и конструктивному решению сооружения.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒